От редакции: Фактор голода
01.11.2005, №205 (1486)Творческий потенциал российских чиновников на местах тем выше, чем больше бюджетные проблемы в их городе. Например, астраханские власти приближаются к тому, чтобы взять на вооружение продвинутые западные финансовые технологии. Беда только в том, что такая изощренность — не признак благополучия, а следствие отчаянного положения, в котором уже находятся или могут скоро оказаться местные власти во многих регионах страны.
Как известно, администрация Астрахани для покрытия кассового разрыва решила привлечь банковский кредит под залог налога на доходы физлиц, который еще только предстоит собрать. Но областная прокуратура сочла идею слишком инновационной и оспорила ее в суде, заставив изменить условия кредита и залог. Юристы также признают, что закладывать в банк налоги — это незаконно.
Между тем идея астраханских чиновников соответствует тенденциям финансового мира последних лет. В США есть класс муниципальных облигаций — так называемые “облигации под доход” (revenue municipal bonds), обеспечением по которым служат будущие доходы властей от реализации некоего проекта, для финансирования которого и выпускаются облигации. Это могут быть, например, арендные платежи от построенного бизнес-центра или “инкубатора”, плата за пользование новой автодорогой или доля доходов от эксплуатации нового стадиона. Обеспечением могут быть и налоги — табачные и алкогольные акцизы, а также специальные сборы, устанавливаемые властями для тех, кто получит выгоду от реализации финансируемого облигациями проекта.
Идея астраханцев вполне в русле “облигаций под доход”: обеспечение займа заранее определенным потоком платежей, со всеми минусами и плюсами такого подхода. Хотя, конечно, астраханский случай все же не вполне соответствует обычной практике. Во-первых, нет конкретного доходного проекта. А во-вторых, деньги привлекаются не через облигации — публично торгуемый инструмент с известными параметрами займа, а банковским кредитом, условия которого банк раскрывать никому не обязан — коммерческая тайна.
Горькая ирония в том, что приступ “креативности” астраханцев вызван не благополучием и стремлением оптимизировать городские финансы с использованием “финансового хай-тека”, а острейшими бюджетными проблемами города (дефицит бюджета за полгода — 32,5%).
В идеале муниципалитеты могут и должны искать необычные и продвинутые способы привлечения средств. И они могли бы начать активно работать в этом направлении уже с января будущего года — если бы реформу местного самоуправления не отложили. Действительно, источники доходов были бы определены и отделены от региональных, ситуация с доходами местных властей стала бы прозрачнее для инвесторов. Финансовые потоки можно было бы планировать — и в зависимости от потребностей использовать те или иные финансовые инструменты.
Но реформа отложена до 2009 г. Муниципалитеты рискуют остаться без доходов и имущества даже для выполнения своих функций, не говоря уж о развитии. И речь не только об Астрахани или других небогатых и отдаленных российских городах — проблемы, по мнению экспертов, могут быть даже у местных властей в Подмосковье.
Рейтинговое агентство Standard & Poor's прямо предупреждало о вреде отсрочки реформы. Без реформы местные финансы никогда не станут прозрачными, а нынешнее их непрозрачное состояние — угроза стабильности. Ведь рассчитывать на более дешевые займы не приходится — финансы муниципалитетов остаются, по выражению одного финансиста, “за пределами понимания рынка”. Но S&P и эксперты-финансисты — не указ Кремлю и губернаторам, вот и приходится финансовым Кулибиным из регионов удивлять всех вокруг нестандартными идеями по поиску средств. Прогресс в России по-прежнему идет не благодаря, а вопреки.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...005/11/01/99005
01.11.2005, №205 (1486)Творческий потенциал российских чиновников на местах тем выше, чем больше бюджетные проблемы в их городе. Например, астраханские власти приближаются к тому, чтобы взять на вооружение продвинутые западные финансовые технологии. Беда только в том, что такая изощренность — не признак благополучия, а следствие отчаянного положения, в котором уже находятся или могут скоро оказаться местные власти во многих регионах страны.
Как известно, администрация Астрахани для покрытия кассового разрыва решила привлечь банковский кредит под залог налога на доходы физлиц, который еще только предстоит собрать. Но областная прокуратура сочла идею слишком инновационной и оспорила ее в суде, заставив изменить условия кредита и залог. Юристы также признают, что закладывать в банк налоги — это незаконно.
Между тем идея астраханских чиновников соответствует тенденциям финансового мира последних лет. В США есть класс муниципальных облигаций — так называемые “облигации под доход” (revenue municipal bonds), обеспечением по которым служат будущие доходы властей от реализации некоего проекта, для финансирования которого и выпускаются облигации. Это могут быть, например, арендные платежи от построенного бизнес-центра или “инкубатора”, плата за пользование новой автодорогой или доля доходов от эксплуатации нового стадиона. Обеспечением могут быть и налоги — табачные и алкогольные акцизы, а также специальные сборы, устанавливаемые властями для тех, кто получит выгоду от реализации финансируемого облигациями проекта.
Идея астраханцев вполне в русле “облигаций под доход”: обеспечение займа заранее определенным потоком платежей, со всеми минусами и плюсами такого подхода. Хотя, конечно, астраханский случай все же не вполне соответствует обычной практике. Во-первых, нет конкретного доходного проекта. А во-вторых, деньги привлекаются не через облигации — публично торгуемый инструмент с известными параметрами займа, а банковским кредитом, условия которого банк раскрывать никому не обязан — коммерческая тайна.
Горькая ирония в том, что приступ “креативности” астраханцев вызван не благополучием и стремлением оптимизировать городские финансы с использованием “финансового хай-тека”, а острейшими бюджетными проблемами города (дефицит бюджета за полгода — 32,5%).
В идеале муниципалитеты могут и должны искать необычные и продвинутые способы привлечения средств. И они могли бы начать активно работать в этом направлении уже с января будущего года — если бы реформу местного самоуправления не отложили. Действительно, источники доходов были бы определены и отделены от региональных, ситуация с доходами местных властей стала бы прозрачнее для инвесторов. Финансовые потоки можно было бы планировать — и в зависимости от потребностей использовать те или иные финансовые инструменты.
Но реформа отложена до 2009 г. Муниципалитеты рискуют остаться без доходов и имущества даже для выполнения своих функций, не говоря уж о развитии. И речь не только об Астрахани или других небогатых и отдаленных российских городах — проблемы, по мнению экспертов, могут быть даже у местных властей в Подмосковье.
Рейтинговое агентство Standard & Poor's прямо предупреждало о вреде отсрочки реформы. Без реформы местные финансы никогда не станут прозрачными, а нынешнее их непрозрачное состояние — угроза стабильности. Ведь рассчитывать на более дешевые займы не приходится — финансы муниципалитетов остаются, по выражению одного финансиста, “за пределами понимания рынка”. Но S&P и эксперты-финансисты — не указ Кремлю и губернаторам, вот и приходится финансовым Кулибиным из регионов удивлять всех вокруг нестандартными идеями по поиску средств. Прогресс в России по-прежнему идет не благодаря, а вопреки.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...005/11/01/99005