Александр Кынев, 05.02.2009Депутаты региональных парламентов хотят заставить губернаторов отчитываться перед ними о своей работе по примеру Владимира Путина и Госдумы. Такой опыт существует в нескольких регионах.
Многие региональные парламенты находятся в куда более выгодном положении по отношению к губернатору, нежели Госдума РФ по отношению к президенту РФ.
Госдума может только согласиться или не согласиться с кандидатурой премьер-министра (и после трех отказов быть распущенной). Никаких других кадровых полномочий депутаты не имеют — всех членов правительства, руководителей ведомств назначает президент единолично.
Другая сложная тема — поправки в Конституцию. Госдума может проголосовать за них, но затем голосует Совфед (где половина членов — назначенцы назначенцев президента), подписывает президент, потом поправки ратифицируют региональные заксобрания. Таким образом Госдума — только одно звено в изменении Конституции.
В регионах же заксобрания за редким исключением состоят из одной палаты и могут самостоятельно менять конституцию или устав субъекта — им ничьего согласия больше не требуется.
Кроме того, региональные парламенты можно разделить на две группы. Первая — кто в начале 1990-х гг. пережил добровольный или принудительный роспуск, после чего правила политической игры писались почти с чистого листа и обычно под контролем исполнительной власти. Вторая — кто избежал роспуска и часто сохранил важные позиции в общении с региональными властями. Соответственно, у них были разные возможности диктовать свои условия.
Накладываются и иные причины, усиливающие или ослабляющие роль регионального парламента. В итоге есть регионы, где губернатор фактически назначает, кого хочет. Есть такие, где местный парламент утверждает кандидатуры только первых замов. А в Бурятии, допустим, в заксобрании нужно было одобрять назначение всех министров.
Где-то есть контрольно-счетные палаты, где то нет. Отличается число депутатов, имеющих право работать на постоянной основе (то есть глубже вникать в законодательную работу).
В каждом регионе ситуация разная. Кое где есть институт отчетов регионального правительства или губернатора. Если внесение поправок в Конституцию РФ об обязательном ежегодном отчете правительства перед депутатами используется региональными парламентами, чтобы также расширить свои возможности, это было неплохо для расширения их влияния. Это нормальное эволюционное разделение властей, которое позволяет действовать более эффективно: власть не может качественно контролировать саму себя. Взаимный контроль основа борьбы с коррупцией и обратной связи с населением.
Но главное не просто формальная норма, а ее связь с последующими конкретными решениями. Чтобы была возможность не только поговорить, но и спросить. Не только выслушать доклад, но и наложить некие санкции, если работа чиновников будет признана неудовлетворительной.
Комментарий давал руководитель региональных программ Фонда информационной политики
www.vedomosti.ru/comments/news.shtml?2009/02/05...
@темы: Россия, План_Путина-это_не_блеф,не_подстава!_(с), Превед._Я_Медвед!, Политика, Статьи, Точка зрения