Парнасский пенсионСегодня вечером в Москве впервые будет вручена национальная премия "Поэт".
Премия учреждена Обществом поощрения русской поэзии при поддержке РАО "ЕЭС России" и ежегодно будет присуждаться одному из самых авторитетных и ярких поэтов современной России. Лауреата выберет Попечительский совет, в который вошли филологи Александр Лавров и Николай Богомолов, литературный критик Владимир Новиков, профессор РГГУ Дмитрий Бак, соредакторы петербургского журнала “Звезда” Андрей Арьев и Яков Гордин, литературные критики Ирина Роднянская, Павел Крючков, Самуил Лурье и Андрей Немзер. Исполнительный директор премии - главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.
Накануне вручения премии Майя Кучерская задала Сергею Чупринину несколько строгих и прагматичных вопросов.
- Кому принадлежит идея создания премии «Поэт»?
- Идея учреждения премии принадлежит Анатолию Борисовичу Чубайсу. К моему глубокому (и приятному) изумлению он оказался еще и знатоком современной поэзии. В чем, надеюсь, убедятся те, кто примет участие в торжественной церемонии вручения первой премии. Затевая этот проект, РАО «ЕЭС России» обратилось к нескольким литературным критиками и литературоведам в Москве и Петербурге с просьбой продумать статус этой премии, процедуру вручения и все, что полагается. Из предложений, которые мы внесли, и сложилось то, что войдет отныне, как мы надеемся, в традицию.
- А сам Анатолий Борисович оказывает влияние на выбор жюри?
- С выбором первого лауреата наши литературные вкусы, кажется, совпали. Будут ли совпадать в дальнейшем – не уверен. Да это и не так важно, поскольку, задав стартовое ускорение Обществу поощрения русской поэзии, РАО «ЕЭС России» намерено ограничиться ролью единственного спонсора премии – без права участия в принятии решения по обсуждаемым кандидатурам.
- Занятно. За созданием этой премии действительно не кроются никакие политические (экономические? энергетические?) причины?
- Да что ж это мы все ищем интригу, тайные посыслы там, где они, может быть, и не ночевали никогда!.. Почему бы не допустить, что это чистая и бескорыстная любовь к поэзии, стремление не только помочь наиболее значительным и ярким поэтам, но и, может быть, созданием этой премии вернуть современной русской поэзии статус общественно значимого явления. Мы в последние десять лет так много и с таким непохвальным упорством говорили, что поэзия должно быть частным делом стихотворцев и их поклонников, что кажется, и сами в это поверили. И ужас в в том, что в это поверили и читатели. Поэтому главный адресат премии – не литературное, а читательское сообщество, и задача наша – указать публике на имена, которые должен знать всякий читатель, претендующий на минимальную образованность.
- Существует довольно устойчивое представление о том, что поэт – существо не от мира сего, чудак, бессребреник, который никак не может быть меркантилен. Мне слышится диссонанс в сочетании этих поистине бешеных денег (призовой фонд премии - 50 тысяч долларов) – и самого дела поэзии, далекого от звона злата. Я совсем не против премий, но может быть, следовало быть чуть скромнее?
- То, что Вы говорите, это распространеннейшее и, на мой взгляд, пошлейшее романтическое представление о поэте, который должен быть либо в кабаке, либо в канаве. Или обязан изображать из себя юрода, который живет исключительно высшими духовными порывами, не ест, не пьет и книжек не покупает. Вдохновение действительно не продается, это так. Но рукопись, как сказано не нами, может быть продана. И оценена по достоинству. Поэтому исстари, с античных еще времен ведется и традиция меценатства, вот именно что поощрения подлинных талантов. Помните, в царские еще времена была Пушкинская премия, одним из лауреатов которой стал Бунин? Были премии в советскую эпоху, есть премии и сейчас, в том числе крупномасштабные - премия «Триумф», например, которая тоже составляет 50 тысяч долларов. Ею, кстати, тоже были отмечены и несколько поэтов – Белла Ахмадулина, например, Юнна Мориц, Елена Шварц.
- По какому принципу формировался Попечительский совет премии? Он выглядит достаточно однородно и по преимуществу представляют "толстожурнальное" сообщество. Легко предположить, что и конечный выбор Поэта будет ограничен взглядами именно этого узкого сообщества – получается, у премии нет даже претензии на объективность?
- Вы действительно думаете, что истина рождается в спорах? По мне так плодотворнее не в рукопашной сходиться, а находить консенсус, фигуры, вызывающие у нас чувство объединяющей и неоспоримой благодарности. Мы же ведь не национальный бестселлер выбираем и не в игрушки играем, чтобы развлечь СМИ и весь честной народ, а собрались, чтобы из года в год составлять список поэтов, чье творчество уже является, во-первых, национальным достоянием, а во-вторых, смело может быть рекомендовано всем и каждому читателю. В составе членов Попечительского совета, которые взяли на себя функции жюри, заложено спразу несколько «посланий», надеюсь, легко прочитываемых.
Нас не пятеро, как обычно, а одиннадцать человек, что, мне кажется, расширяет поле дискуссии и делает какой-либо сговор мало возможным. Среди нас нет ни одного поэта, и это тоже важно, ибо вкусы поэтов, как известно, особенно избирательны и тираничны. Среди нас – четверо петербуржцев, так как мы хотим, чтобы в решениях жюри было учтено мнение обеих культурных столиц. Что же до толстожурнального сообщества, опять вроде узурпировавшего экспертные полномочия, то где же сейчас, собственно, и живет поэзия, где же сейчас и печатаются статьи о поэзии, рецензии на книжные новинки, как не в «Звезде», не в «Новом мире», не в «Знамени»? К тому же в состав жюри входят люди, принадлежащие к академическому сообществу, Александр Лавров из Петербурга, Николай Богомолов из Москвы. Они-то в толстых журналах почти не печатаются! Они пишут монографии о русской поэзии первой половины ХХ века, и мнение знатоков, стоящих поодаль от сегодняшних критических ристалищ., для нас очень важно
- Возможно ли сегодня выбрать единственного Поэта? Наталья Иванова, например, да и не она одна, убеждена, что - никак.
- В статье Натальи Ивановой совершенно справедливо написано, что наше время – это время, когда разрушились все иерархии. И нынешним любителям литературы, поэзии, в частности, очень трудно не только сойтись на каких-то одних именах, но и просто понять, что происходит сегодня в словесной культуре. Надо ли этому радоваться? И не ответственнее ли не умножать число сущностей сверх необходимого, а попытаться сделать осознанный выбор, напомнить людям, что плюрализм плюрализмом, но есть еще и ценностей незыблемая скала, есть те книги и те авторы, чтение которых для наших соотечественников обязательно Поэтому мы не собираемся открывать новые, никому не известные имена. Выбор почти наверняка, хотя и здесь возможны исключения, будет идти в кругу имен, известных в литературном сообществе, но, может быть, не так хорошо известных или подзабытых читающим сообществом. Поэтому смысл премии станет яснее не после того, как она один раз будет вручена, он станет яснее, когда вручений состоится три, четыре, пять, шесть – и выстроится такая цепочка. Цепочка рекомендаций для нормального читателя – как маршрут к тому, что нас объединяет. Или, по крайней мере, может объединить.
25 мая 2005, 00:26
http://www.polit.ru/culture/2005/05/25/premiapoet.html
Премия учреждена Обществом поощрения русской поэзии при поддержке РАО "ЕЭС России" и ежегодно будет присуждаться одному из самых авторитетных и ярких поэтов современной России. Лауреата выберет Попечительский совет, в который вошли филологи Александр Лавров и Николай Богомолов, литературный критик Владимир Новиков, профессор РГГУ Дмитрий Бак, соредакторы петербургского журнала “Звезда” Андрей Арьев и Яков Гордин, литературные критики Ирина Роднянская, Павел Крючков, Самуил Лурье и Андрей Немзер. Исполнительный директор премии - главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.
Накануне вручения премии Майя Кучерская задала Сергею Чупринину несколько строгих и прагматичных вопросов.
- Кому принадлежит идея создания премии «Поэт»?
- Идея учреждения премии принадлежит Анатолию Борисовичу Чубайсу. К моему глубокому (и приятному) изумлению он оказался еще и знатоком современной поэзии. В чем, надеюсь, убедятся те, кто примет участие в торжественной церемонии вручения первой премии. Затевая этот проект, РАО «ЕЭС России» обратилось к нескольким литературным критиками и литературоведам в Москве и Петербурге с просьбой продумать статус этой премии, процедуру вручения и все, что полагается. Из предложений, которые мы внесли, и сложилось то, что войдет отныне, как мы надеемся, в традицию.
- А сам Анатолий Борисович оказывает влияние на выбор жюри?
- С выбором первого лауреата наши литературные вкусы, кажется, совпали. Будут ли совпадать в дальнейшем – не уверен. Да это и не так важно, поскольку, задав стартовое ускорение Обществу поощрения русской поэзии, РАО «ЕЭС России» намерено ограничиться ролью единственного спонсора премии – без права участия в принятии решения по обсуждаемым кандидатурам.
- Занятно. За созданием этой премии действительно не кроются никакие политические (экономические? энергетические?) причины?
- Да что ж это мы все ищем интригу, тайные посыслы там, где они, может быть, и не ночевали никогда!.. Почему бы не допустить, что это чистая и бескорыстная любовь к поэзии, стремление не только помочь наиболее значительным и ярким поэтам, но и, может быть, созданием этой премии вернуть современной русской поэзии статус общественно значимого явления. Мы в последние десять лет так много и с таким непохвальным упорством говорили, что поэзия должно быть частным делом стихотворцев и их поклонников, что кажется, и сами в это поверили. И ужас в в том, что в это поверили и читатели. Поэтому главный адресат премии – не литературное, а читательское сообщество, и задача наша – указать публике на имена, которые должен знать всякий читатель, претендующий на минимальную образованность.
- Существует довольно устойчивое представление о том, что поэт – существо не от мира сего, чудак, бессребреник, который никак не может быть меркантилен. Мне слышится диссонанс в сочетании этих поистине бешеных денег (призовой фонд премии - 50 тысяч долларов) – и самого дела поэзии, далекого от звона злата. Я совсем не против премий, но может быть, следовало быть чуть скромнее?
- То, что Вы говорите, это распространеннейшее и, на мой взгляд, пошлейшее романтическое представление о поэте, который должен быть либо в кабаке, либо в канаве. Или обязан изображать из себя юрода, который живет исключительно высшими духовными порывами, не ест, не пьет и книжек не покупает. Вдохновение действительно не продается, это так. Но рукопись, как сказано не нами, может быть продана. И оценена по достоинству. Поэтому исстари, с античных еще времен ведется и традиция меценатства, вот именно что поощрения подлинных талантов. Помните, в царские еще времена была Пушкинская премия, одним из лауреатов которой стал Бунин? Были премии в советскую эпоху, есть премии и сейчас, в том числе крупномасштабные - премия «Триумф», например, которая тоже составляет 50 тысяч долларов. Ею, кстати, тоже были отмечены и несколько поэтов – Белла Ахмадулина, например, Юнна Мориц, Елена Шварц.
- По какому принципу формировался Попечительский совет премии? Он выглядит достаточно однородно и по преимуществу представляют "толстожурнальное" сообщество. Легко предположить, что и конечный выбор Поэта будет ограничен взглядами именно этого узкого сообщества – получается, у премии нет даже претензии на объективность?
- Вы действительно думаете, что истина рождается в спорах? По мне так плодотворнее не в рукопашной сходиться, а находить консенсус, фигуры, вызывающие у нас чувство объединяющей и неоспоримой благодарности. Мы же ведь не национальный бестселлер выбираем и не в игрушки играем, чтобы развлечь СМИ и весь честной народ, а собрались, чтобы из года в год составлять список поэтов, чье творчество уже является, во-первых, национальным достоянием, а во-вторых, смело может быть рекомендовано всем и каждому читателю. В составе членов Попечительского совета, которые взяли на себя функции жюри, заложено спразу несколько «посланий», надеюсь, легко прочитываемых.
Нас не пятеро, как обычно, а одиннадцать человек, что, мне кажется, расширяет поле дискуссии и делает какой-либо сговор мало возможным. Среди нас нет ни одного поэта, и это тоже важно, ибо вкусы поэтов, как известно, особенно избирательны и тираничны. Среди нас – четверо петербуржцев, так как мы хотим, чтобы в решениях жюри было учтено мнение обеих культурных столиц. Что же до толстожурнального сообщества, опять вроде узурпировавшего экспертные полномочия, то где же сейчас, собственно, и живет поэзия, где же сейчас и печатаются статьи о поэзии, рецензии на книжные новинки, как не в «Звезде», не в «Новом мире», не в «Знамени»? К тому же в состав жюри входят люди, принадлежащие к академическому сообществу, Александр Лавров из Петербурга, Николай Богомолов из Москвы. Они-то в толстых журналах почти не печатаются! Они пишут монографии о русской поэзии первой половины ХХ века, и мнение знатоков, стоящих поодаль от сегодняшних критических ристалищ., для нас очень важно
- Возможно ли сегодня выбрать единственного Поэта? Наталья Иванова, например, да и не она одна, убеждена, что - никак.
- В статье Натальи Ивановой совершенно справедливо написано, что наше время – это время, когда разрушились все иерархии. И нынешним любителям литературы, поэзии, в частности, очень трудно не только сойтись на каких-то одних именах, но и просто понять, что происходит сегодня в словесной культуре. Надо ли этому радоваться? И не ответственнее ли не умножать число сущностей сверх необходимого, а попытаться сделать осознанный выбор, напомнить людям, что плюрализм плюрализмом, но есть еще и ценностей незыблемая скала, есть те книги и те авторы, чтение которых для наших соотечественников обязательно Поэтому мы не собираемся открывать новые, никому не известные имена. Выбор почти наверняка, хотя и здесь возможны исключения, будет идти в кругу имен, известных в литературном сообществе, но, может быть, не так хорошо известных или подзабытых читающим сообществом. Поэтому смысл премии станет яснее не после того, как она один раз будет вручена, он станет яснее, когда вручений состоится три, четыре, пять, шесть – и выстроится такая цепочка. Цепочка рекомендаций для нормального читателя – как маршрут к тому, что нас объединяет. Или, по крайней мере, может объединить.
25 мая 2005, 00:26
http://www.polit.ru/culture/2005/05/25/premiapoet.html