Нечего тратить
Россия — за исключением Москвы — начала экономить на товарах массового спроса. Торговля этого пока не заметила
Елена Виноградова
Ринат Сагдиев
Ведомости
20.10.2008, №198 (2220)Последние полтора года компания «Ромир панель» изучала домашние расходы россиян по методике SCIF: более 3000 семей в мегаполисах по всей стране ежедневно сканируют специальным аппаратом штрих-коды на повседневных покупках, передавая данные «Ромиру» онлайн. Рассчитанный на их основе индекс домашнего потребления (SCIF-индекс — сумма расходов) с сентября 2007 г., когда продукты начали заметно дорожать, рос от месяца к месяцу на 5-10%. Например, в августе 2008 г. по сравнению с июлем участники исследования потратили на 10,4% больше.
На чем экономят
В России продолжает сокращаться производство и потребление высокомаржинальных кисломолочных продуктов – десертов, йогуртов, продуктов с биодобавками, сметаны высокой жирности, считает Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт ИКАР. Об этом можно судить по сокращению производства цельномолочных продуктов в Московской области в январе – августе текущего года почти на 15%, полагает она. В этом регионе очень крупными потребителями молока являются предприятия Danone, Campina, Ehrmann, «Вимм-билль-данн», специализирующиеся на выпуске высокомаржинальной продукции. В среднем по стране производство цельномолочных продуктов сократилось не более чем на 5%. Айдар Авхадиев, заместитель гендиректора компании Essen Production (бренд «Махеевъ»), замечает, что в стране растет потребление майонеза средней и низкой ценовых категорий. В целом его компания увеличила продажи за истекший период года на 10–15%, тогда как ожидали минимум 20%-ного роста. Продажи макарон падали на 20–25% в июле – августе, когда покупатели переходили на овощи, вспоминает Андрей Гуров, гендиректор компании «Инфолинк» (дистрибутор круп и макарон), но в сентябре продажи восстановились.
В сентябре рост индекса в целом по России составил всего 1,4% к уровню августа, да и то за счет Москвы: участники исследования из столицы потратили больше на 22,4%. SCIF-индекс для Северо-Западного федерального округа в сентябре снизился по сравнению с августом на 2%, для Дальневосточного — на 3%, а для Сибирского — на 7%. При этом инфляция в сентябре к августу 2008 г. составила 0,8%, тогда как в августе к июлю — 0,4%.
Доходы москвичей выше среднего по стране, они еще могут сохранять потребление на прежнем уровне, замечает Андрей Федотов, гендиректор компании «Ромир панель», у большинства российских семей возможности роста доходов исчерпаны, они начинают экономить на повседневных покупках.
Сильнее всего — на 5% — снизили расходы респонденты, получающие от 8000 руб. до 16 000 руб. на члена семьи в месяц. Те, у кого доход меньше, сохранили расходы на прежнем уровне, а зарабатывающие от 16 000 на члена семьи сумели увеличить их на 15,5%. Последних в выборке «Ромира» около 20%, что примерно соответствует данным Росстата о доходах населения в стране. Поэтому заметный рост затрат у высокодоходников нивелировался падением или сохранением уровня затрат у менее состоятельных респондентов, говорит Федотов.
Также более заметным было снижение расходов в городах с населением от 500 000 до 1 млн человек — на 9,5% по сравнению с августом, тогда как в городах-миллионниках индекс вырос примерно на 5%.
Россияне начали экономить, сообщают и исследователи компании Nielsen в отчете о развитии рынка FMCG в первом полугодии 2008 г.: они уменьшают объем и ассортимент потребительской корзины, переключаются на более дешевые места покупок. «Нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка FMCG к концу 2008 г. и в начале 2009 г.», — предупреждает Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе. По данным Nielsen, сильнее всего снижается потребление молочных продуктов.
Методика SCIF изучает потребление товаров со штрих-кодами, так что падение спроса должны были заметить прежде всего розничные продуктовые сети. В этом пока мало кто из них признается. Сергей Галицкий, основатель крупнейшей российской сети дискаунтеров «Магнит», утверждает: в его магазины переходят потребители из более дорогих сетей и компания ожидает увеличения оборота к концу года. Однако опрошенные «Ведомостями» представители сетей магазинов верхнего и среднего ценовых сегментов говорят, что снижения спроса пока не заметили. «Если падение продаж и будет, то позже, в случае если в стране начнутся массовые увольнения», — считает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко». Рост продаж в сопоставимых магазинах X5 Retail Group N. V. (сети «Пятерочка» и «Перекресток») в среднем по компании в III квартале превысил 20% в рублевом выражении. «Мы по-прежнему видим высокий спрос со стороны покупателей во всех регионах нашего присутствия», — говорит Анна Карева, директор по связям с инвесторами компании. На прошлой неделе X5 объявила о снижении цен на треть ассортимента магазинов «Перекресток» почти на 20%. Но с падением спроса это не связано, подчеркивают в пресс-службе группы. На 20% выросла и выручка торгового дома «Медведь» (57 магазинов в Нижегородской области), но президент компании связывает этот рост с открытием новых точек. А вот в нижегородской сети ТД «Народный» (24 продмага) с 15 сентября по 15 октября снижение выручки составило не менее 10-15%, говорит владелец сети Василий Пушкин. Это связано с остановкой главного конвейера на ГАЗе и вынужденными отпусками работников завода. Но после запуска конвейера выручка на прежний уровень не вернулась, сожалеет Пушкин. Директор по корпоративному развитию «Новых торговых систем» (НТС, франчайзи «Пятерочки» и «Патэрсона», собственные сети «Столичный» и «Квартал» в Новосибирской области и Алтайском крае) Александр Агеев по итогам сентября зафиксировал рост выручки в 7%. «Мы ожидаем снижения выручки на фоне разговоров о кризисе, но пока ее не было», — говорит представитель новосибирской сети «Холидей» Евгения Бурцева.
В подготовке статьи участвовали Марьяна Берязева, Елена Зборовская, Евгения Морозова, Юлия Михайлова
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/1...
Россия — за исключением Москвы — начала экономить на товарах массового спроса. Торговля этого пока не заметила
Елена Виноградова
Ринат Сагдиев
Ведомости
20.10.2008, №198 (2220)Последние полтора года компания «Ромир панель» изучала домашние расходы россиян по методике SCIF: более 3000 семей в мегаполисах по всей стране ежедневно сканируют специальным аппаратом штрих-коды на повседневных покупках, передавая данные «Ромиру» онлайн. Рассчитанный на их основе индекс домашнего потребления (SCIF-индекс — сумма расходов) с сентября 2007 г., когда продукты начали заметно дорожать, рос от месяца к месяцу на 5-10%. Например, в августе 2008 г. по сравнению с июлем участники исследования потратили на 10,4% больше.
На чем экономят
В России продолжает сокращаться производство и потребление высокомаржинальных кисломолочных продуктов – десертов, йогуртов, продуктов с биодобавками, сметаны высокой жирности, считает Татьяна Рыбалова, ведущий эксперт ИКАР. Об этом можно судить по сокращению производства цельномолочных продуктов в Московской области в январе – августе текущего года почти на 15%, полагает она. В этом регионе очень крупными потребителями молока являются предприятия Danone, Campina, Ehrmann, «Вимм-билль-данн», специализирующиеся на выпуске высокомаржинальной продукции. В среднем по стране производство цельномолочных продуктов сократилось не более чем на 5%. Айдар Авхадиев, заместитель гендиректора компании Essen Production (бренд «Махеевъ»), замечает, что в стране растет потребление майонеза средней и низкой ценовых категорий. В целом его компания увеличила продажи за истекший период года на 10–15%, тогда как ожидали минимум 20%-ного роста. Продажи макарон падали на 20–25% в июле – августе, когда покупатели переходили на овощи, вспоминает Андрей Гуров, гендиректор компании «Инфолинк» (дистрибутор круп и макарон), но в сентябре продажи восстановились.
В сентябре рост индекса в целом по России составил всего 1,4% к уровню августа, да и то за счет Москвы: участники исследования из столицы потратили больше на 22,4%. SCIF-индекс для Северо-Западного федерального округа в сентябре снизился по сравнению с августом на 2%, для Дальневосточного — на 3%, а для Сибирского — на 7%. При этом инфляция в сентябре к августу 2008 г. составила 0,8%, тогда как в августе к июлю — 0,4%.
Доходы москвичей выше среднего по стране, они еще могут сохранять потребление на прежнем уровне, замечает Андрей Федотов, гендиректор компании «Ромир панель», у большинства российских семей возможности роста доходов исчерпаны, они начинают экономить на повседневных покупках.
Сильнее всего — на 5% — снизили расходы респонденты, получающие от 8000 руб. до 16 000 руб. на члена семьи в месяц. Те, у кого доход меньше, сохранили расходы на прежнем уровне, а зарабатывающие от 16 000 на члена семьи сумели увеличить их на 15,5%. Последних в выборке «Ромира» около 20%, что примерно соответствует данным Росстата о доходах населения в стране. Поэтому заметный рост затрат у высокодоходников нивелировался падением или сохранением уровня затрат у менее состоятельных респондентов, говорит Федотов.
Также более заметным было снижение расходов в городах с населением от 500 000 до 1 млн человек — на 9,5% по сравнению с августом, тогда как в городах-миллионниках индекс вырос примерно на 5%.
Россияне начали экономить, сообщают и исследователи компании Nielsen в отчете о развитии рынка FMCG в первом полугодии 2008 г.: они уменьшают объем и ассортимент потребительской корзины, переключаются на более дешевые места покупок. «Нарастание экономической нестабильности может привести к замедлению темпов роста рынка FMCG к концу 2008 г. и в начале 2009 г.», — предупреждает Михалис Кристу, региональный директор Nielsen в Северо-Восточной Европе. По данным Nielsen, сильнее всего снижается потребление молочных продуктов.
Методика SCIF изучает потребление товаров со штрих-кодами, так что падение спроса должны были заметить прежде всего розничные продуктовые сети. В этом пока мало кто из них признается. Сергей Галицкий, основатель крупнейшей российской сети дискаунтеров «Магнит», утверждает: в его магазины переходят потребители из более дорогих сетей и компания ожидает увеличения оборота к концу года. Однако опрошенные «Ведомостями» представители сетей магазинов верхнего и среднего ценовых сегментов говорят, что снижения спроса пока не заметили. «Если падение продаж и будет, то позже, в случае если в стране начнутся массовые увольнения», — считает Дмитрий Потапенко, управляющий партнер сетей «Гастрономчикъ» и «Продэко». Рост продаж в сопоставимых магазинах X5 Retail Group N. V. (сети «Пятерочка» и «Перекресток») в среднем по компании в III квартале превысил 20% в рублевом выражении. «Мы по-прежнему видим высокий спрос со стороны покупателей во всех регионах нашего присутствия», — говорит Анна Карева, директор по связям с инвесторами компании. На прошлой неделе X5 объявила о снижении цен на треть ассортимента магазинов «Перекресток» почти на 20%. Но с падением спроса это не связано, подчеркивают в пресс-службе группы. На 20% выросла и выручка торгового дома «Медведь» (57 магазинов в Нижегородской области), но президент компании связывает этот рост с открытием новых точек. А вот в нижегородской сети ТД «Народный» (24 продмага) с 15 сентября по 15 октября снижение выручки составило не менее 10-15%, говорит владелец сети Василий Пушкин. Это связано с остановкой главного конвейера на ГАЗе и вынужденными отпусками работников завода. Но после запуска конвейера выручка на прежний уровень не вернулась, сожалеет Пушкин. Директор по корпоративному развитию «Новых торговых систем» (НТС, франчайзи «Пятерочки» и «Патэрсона», собственные сети «Столичный» и «Квартал» в Новосибирской области и Алтайском крае) Александр Агеев по итогам сентября зафиксировал рост выручки в 7%. «Мы ожидаем снижения выручки на фоне разговоров о кризисе, но пока ее не было», — говорит представитель новосибирской сети «Холидей» Евгения Бурцева.
В подготовке статьи участвовали Марьяна Берязева, Елена Зборовская, Евгения Морозова, Юлия Михайлова
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/1...