МЭРТ предлагает снять запрет на продажу аэродромов Москва, 5 апреля. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Минэкономразвития предложило правительству снять запрет на приватизацию аэродромов. Это предложение замминистра экономического развития Андрей Шаронов отправил в правительство 12 марта. При этом он предлагает отменить обязательное проведение конкурсов при передаче аэродромов в собственность или аренду. Минэкономразвития также предложило ликвидировать ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (АГА), созданное в 1998 г. Вице-премьер Александр Жуков 19 марта перенаправил предложение Шаронова Минтрансу, Минфину и Росимуществу, поручив им до конца июня представить свои отзывы по проблеме, рассказали три профильных чиновника.
Россия - единственная европейская страна, где активы аэропортов делятся на разрешенные и запрещенные к приватизации. Частный бизнес может вкладываться в аэровокзалы, но приватизация аэродромов (включая взлетно-посадочные полосы, стоянки для авиалайнеров, навигационное оборудование и др.) в России с 1994 г. запрещена. За прошедшие с тех пор 10 лет государство так и не придумало схему финансирования аэродромов. Они были переданы аэропортам. А в 1998 г. решено было создать ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (АГА). Оно должно было получить сначала столичные, а затем и все остальные аэродромы и собирать для них средства из сборов за взлеты и посадку. ФГУП заработал только в мае 2003 г., и пока на его баланс полностью передано только "Внуково", пишет газета "Ведомости". "Шереметьево" пользуется аэродромом без юридического оформления, а "Домодедово" и управляющая аэропортом группа "Ист Лайн" использовали аэродром по договору аренды, заключенному в 1998 г. За это время, по данным "Ист Лайна", группа инвестировала в аэродром около 30 млн долл. Но в феврале этого года суд признал договор недействительным. После этого Росимущество пообещало провести ревизию договоров аренды всех аэропортов, начиная с московских.
Предложения МЭРТ абсолютно логичны, считает директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, напоминая, что в Европе аэропорт - это единый комплекс. Это подтверждают и опрошенные "Ведомостями" представители европейских операторов. Владелец и оператор крупнейшего в Европе аэропорта Heathrow - British Airports Authority не только владеет его взлетно-посадочными полосами, но и отвечает за назначение служб управления воздушным движением и наземного обслуживания. Эта компания была приватизирована в 1987 г. и с тех пор инвестировала (в том числе в аэродромы) около 7 млрд фунтов (более 13 млрд долл.). "Все это делается на частные деньги, но в рамках общей госполитики, исполнение которой контролируется специальным госорганом - Civil Aviation Authority", - рассказывает представитель BAA Стивен Хардвик.
Российским чиновникам идея понравилась. "Вопрос о приватизации аэродромов поднят впервые, но мы в принципе не против", - говорит чиновник Минфина. А в случае отмены конкурсов аэродромы перейдут к сегодняшним операторам аэропортов, которые гарантированно будут в них вкладываться, добавляет чиновник Росимущества. "На крайний случай у нас есть Ространснадзор, ведающий лицензиями", - напоминает он. Пока же Росимущество готовится к конкурсам на право арендовать "Домодедово" и "Шереметьево", напоминает он. Ими уже заинтересовались группа "Промышленное развитие" (контролирует 30% новосибирского аэропорта "Толмачево"
и "Альфа-Эко".
Аэродромы "Домодедово" и "Шереметьево" без учета земли стоят 30-40 млн долл., говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. Чистая прибыль "Ист Лайна" за девять месяцев 2004 г. превысила 145 млн долл., "Шереметьево" за год получило 30 млн долл. чистой прибыли. Так что оба аэропорта способны выкупить свои аэродромы, резюмирует Н.Одинцова.
"Шереметьево" заинтересовано в выкупе собственного аэродрома, говорит представитель аэропорта Ангелина Матросова. Но оплатить покупку "Шереметьево" выгоднее всего своими акциями - разместив их в пользу государства. В "Ист Лайне" от комментариев воздержались. А Виталий Ванцев, первый заместитель гендиректора "Внуково", не верит, что инициатива Минэкономразвития пройдет.
Минэкономразвития предложило правительству снять запрет на приватизацию аэродромов. Это предложение замминистра экономического развития Андрей Шаронов отправил в правительство 12 марта. При этом он предлагает отменить обязательное проведение конкурсов при передаче аэродромов в собственность или аренду. Минэкономразвития также предложило ликвидировать ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (АГА), созданное в 1998 г. Вице-премьер Александр Жуков 19 марта перенаправил предложение Шаронова Минтрансу, Минфину и Росимуществу, поручив им до конца июня представить свои отзывы по проблеме, рассказали три профильных чиновника.
Россия - единственная европейская страна, где активы аэропортов делятся на разрешенные и запрещенные к приватизации. Частный бизнес может вкладываться в аэровокзалы, но приватизация аэродромов (включая взлетно-посадочные полосы, стоянки для авиалайнеров, навигационное оборудование и др.) в России с 1994 г. запрещена. За прошедшие с тех пор 10 лет государство так и не придумало схему финансирования аэродромов. Они были переданы аэропортам. А в 1998 г. решено было создать ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (АГА). Оно должно было получить сначала столичные, а затем и все остальные аэродромы и собирать для них средства из сборов за взлеты и посадку. ФГУП заработал только в мае 2003 г., и пока на его баланс полностью передано только "Внуково", пишет газета "Ведомости". "Шереметьево" пользуется аэродромом без юридического оформления, а "Домодедово" и управляющая аэропортом группа "Ист Лайн" использовали аэродром по договору аренды, заключенному в 1998 г. За это время, по данным "Ист Лайна", группа инвестировала в аэродром около 30 млн долл. Но в феврале этого года суд признал договор недействительным. После этого Росимущество пообещало провести ревизию договоров аренды всех аэропортов, начиная с московских.
Предложения МЭРТ абсолютно логичны, считает директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, напоминая, что в Европе аэропорт - это единый комплекс. Это подтверждают и опрошенные "Ведомостями" представители европейских операторов. Владелец и оператор крупнейшего в Европе аэропорта Heathrow - British Airports Authority не только владеет его взлетно-посадочными полосами, но и отвечает за назначение служб управления воздушным движением и наземного обслуживания. Эта компания была приватизирована в 1987 г. и с тех пор инвестировала (в том числе в аэродромы) около 7 млрд фунтов (более 13 млрд долл.). "Все это делается на частные деньги, но в рамках общей госполитики, исполнение которой контролируется специальным госорганом - Civil Aviation Authority", - рассказывает представитель BAA Стивен Хардвик.
Российским чиновникам идея понравилась. "Вопрос о приватизации аэродромов поднят впервые, но мы в принципе не против", - говорит чиновник Минфина. А в случае отмены конкурсов аэродромы перейдут к сегодняшним операторам аэропортов, которые гарантированно будут в них вкладываться, добавляет чиновник Росимущества. "На крайний случай у нас есть Ространснадзор, ведающий лицензиями", - напоминает он. Пока же Росимущество готовится к конкурсам на право арендовать "Домодедово" и "Шереметьево", напоминает он. Ими уже заинтересовались группа "Промышленное развитие" (контролирует 30% новосибирского аэропорта "Толмачево"

Аэродромы "Домодедово" и "Шереметьево" без учета земли стоят 30-40 млн долл., говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. Чистая прибыль "Ист Лайна" за девять месяцев 2004 г. превысила 145 млн долл., "Шереметьево" за год получило 30 млн долл. чистой прибыли. Так что оба аэропорта способны выкупить свои аэродромы, резюмирует Н.Одинцова.
"Шереметьево" заинтересовано в выкупе собственного аэродрома, говорит представитель аэропорта Ангелина Матросова. Но оплатить покупку "Шереметьево" выгоднее всего своими акциями - разместив их в пользу государства. В "Ист Лайне" от комментариев воздержались. А Виталий Ванцев, первый заместитель гендиректора "Внуково", не верит, что инициатива Минэкономразвития пройдет.