Ограничить ритейлеров
Антимонопольное регулирование торговых сетей в Москве и Санкт-Петербурге может стать жестче. Порог доминирования для них может быть понижен до 5%
Надежда Иваницкая
Алена Чечель
Ведомости
19.06.2008, №111 (2133)Многострадальный закон о торговле, согласовать который министерства не могут уже больше года, снова изменился по пути из Минэкономразвития в Минпромторг (теперь курирует торговлю). Из последней версии изъята возможность госрегулирования цен на продукты первой необходимости, зато новыми подробностями обросла глава об антимонопольном регулировании.
Другим путем
Ограничения ритейлеров могут быть приняты не в законе о торговле, а поправками в закон о конкуренции, рассказали чиновники двух ведомств. Сотрудник ФАС сказал, что служба проект поправок пока не согласовала.
Если во всех регионах страны доминирующими предполагается признавать компании, занимающие более 15% на рынке (для остальных отраслей — 35%), то для ритейлеров Москвы и Санкт-Петербурга правила жестче. ФАС сможет ограничивать их деятельность, даже если компания занимает долю рынка в 5%.
Это очень низкий порог для Москвы, где катастрофически не хватает торговых площадей, считает Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитала». Закон сыграет против потребителя — ограничение экспансии ритейлеров может привести к росту цен, а сейчас сети могут снизить цены за счет «эффекта масштаба», считает она.
В Москве и Петербурге гораздо больше игроков, чем в других регионах, говорит аналитик «Антанта пиоглобал» Андрей Верхоланцев, получить на нем большую долю сложно. По его оценкам, в столицах в 5%-ный порог не впишутся X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток»). Близки к порогу и другие крупные игроки — «Ашан», «Копейка», «Седьмой континент», полагает Денис Шириков из AC Nielsen.
Снижение порога доминирования приведет к росту цен на продовольствие: за 12 месяцев по май продовольственные цены в стране выросли на 20%, причем в сетевых магазинах — в 3-4 раза меньше, чем в несетевых, говорит исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Устанавливая предел доли на рынке, чиновники поощряют развитие несетевых ритейлеров, сетует он.
Все договорные отношения компаний, попавших в реестр доминирующих, будет регулировать антимонопольная служба по согласованию с Минпромторгом и Минсельхозом. В том числе порядок и сроки поставки товаров, максимальное время отсрочки платежа, условия возврата товара. Ставится крест на свободе договора, переживает партнер DLA Piper Игорь Паншенский.
Доминирующим компаниям запрещено «создавать дискриминационные условия третьим лицам», в том числе поставщикам. Все поставщики должны быть в равном положении. Странная норма, удивляется Паншенский: получается, если ритейлеру особые условия заказаны поставщиком, то ритейлер обязан те же условия навязывать остальным. Условия договора бывают более выгодными для крупных и качественных поставщиков, говорит Загвоздина
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
@темы:
План_Путина-это_не_блеф,не_подстава!_(с),
Экономика,
Статьи