Радио с пейзажем
«День радио», став из спектакля фильмом, проиграл в артистизме, но приобрел многозначность
Дмитрий Циликин
Для Ведомостей
21.03.2008, №51 (2073)Московская театральная компания «Квартет И», перенеся в прошлом году на экран свой второй спектакль «День выборов», теперь проделала то же самое и с первым — «Днем радио».
Универсалы
Продукты «Квартета И» – тотально авторские. Режиссером «Дня радио» значится Дмитрий Дьяченко, но авторы сценария, исполнители основных ролей, наконец, продюсеры – Барац, Хаит и компания.
«День радио» — скетч про некое «Как бы радио», где из-за тотального раздолбайства пришлось в пожарном порядке менять тему радиомарафона. В качестве таковой местные креативщики придумывают взять спасение терпящего бедствие корабля с сотнями редких животных — корабль этот они раздули из чахлой новости про какой-то маленький катер с несколькими цирковыми зверями на борту. Бойкие радийщики, попутно напиваясь, сплетничая, выясняя запутанные отношения (поскольку, разумеется, все со всеми спали), через вереницу гэгов разного уровня, из которых главный — всеобщее отравление протухшими пирожками, благополучно разруливают свой лжемарафон.
В спектакле, понятное дело, катера нет, в фильме он материализовался. И мы при помощи спецэффектного полета регулярно скачем из московской студии в бухту Находки и назад. Характерный для кино монтажный прием «а тем временем где-то…» тут только вредит: на сцене была ритмическая непрерывность, актеры лихо гнали действие вперед, ритм же фильма (100-минутного!) периодически вянет, провисает.
Экран естественным образом укрупнил достоинства и недостатки исполнителей. Квартетчики, прежде всего идеально пригнанные друг к другу Леонид Барац и Ростислав Хаит, работают с легкостью и точностью блестящих эстрадных артистов. А вот музыкальный деятель Михаил Козырев, изображающий программного директора «Как бы радио», просто неорганичен.
Наконец, главная утрата — Алексей Кортнев. В спектакле он со своим «Несчастным случаем» поет множество пародий своего сочинения на все песенные жанры — от густопсовой попсы до каэспэшного нудежа. Там были настоящие шедевры, но все они перекочевали в фильм «День выборов», «Дню радио» досталась прискорбно диетическая доза Кортнева и неведомо зачем вставленные камео Лагутенко, Арбениной и других с собственным репертуаром.
Главное приобретение — несколько важных акцентов, давших приращение смысла. «День выборов», сделанный «по профессии» чище, тем не менее немножко пугал полным довольством авторов/героев собою. Ничего, кроме радости, что остроумные прохиндеи, которым все равно что пиарить, так ловко развели окружающую их глупую жизнь, не было. В «Дне радио» уморительная байда про якобы гибнущих подкустового выползня и кролика-зануду в какой-то момент вырывается из студии и накрывает собой огромный ночной город. Напоминая, что радио вообще-то средство массовой информации и у этого средства есть цель — какова же она?
Другой акцент: неожиданно серпантин комических перипетий зависает, и Козырев вдруг говорит: «Мне 40 лет — чем я занимаюсь? В моем возрасте…» — и т. д. А благодаря катеру прибавился порт, привычно жуткий промышленный пейзаж, экипаж — два необыкновенно убедительных народных типа. То есть студия «обычной FM-радиостанции», исторгающей популярную ушную лапшу, находится не в выморочном пространстве отгламуренной Москвы, но — все-таки в России.
На что есть и сочное указание: когда мотор катера в очередной раз глохнет, камера наезжает на вьющийся на мачте триколор
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/0...
@темы:
Веселое,
Жизненное,
Кино,
Креатив,
Статьи