Передача власти: Премьер or not премьер
Дмитрий Бадовский
18.12.2007, №239 (2013)Законодательство о выборах президента России потребовало от Владимира Путина выполнить некоторые процедуры раскрытия информации относительно своего плана преемственности власти — имя и фамилия третьего президента России известны. Но президент Путин пошел дальше и на съезде «Единой России» публично почти согласился с просьбой Дмитрия Медведева стать его первым министром.
Понятно, что идея премьерства Путина удачно решает целый ряд насущных тактических задач. Здесь результат очевиден. Избиратели получили в рамках предвыборной кампании четкий мотив голосования: «Медведева — в президенты, Путина — в премьеры». При таком главном лозунге голосования 2 марта избрание Дмитрия Медведева в первом туре является вопросом предрешенным. Элиты, в свою очередь, также получили внятные сигналы о том, что по крайней мере до мая будущего года портреты менять рано, всем следует оставаться на своих местах, при этом пытаться «скушать» Медведева нельзя, но и Владимира Путина в роли «хромой утки» точно никто не увидит.
Однако в вопросе, будет или не будет Владимир Путин премьер-министром, когда он им может стать и как долго будет им оставаться, окончательной и полной ясности все же нет. Дело в том, что ситуация с возможным премьерством объективно является для Владимира Путина последним редутом неопределенности и моментом истины в принятии главного решения всей эпопеи преемственности — где ставить запятую в формуле «уйти нельзя остаться» и когда именно ее ставить.
И само выдвижение Дмитрия Медведева, и становящийся все более вероятным сценарий с занятием поста председателя правительства говорят о том, что Владимир Путин так пока и не решил, позволяет ли политическая ситуация ему уйти. Более того, скорее всего, Владимиру Путину стало ясно, что получить ответ на этот вопрос до момента вступления в должность нового главы государства невозможно. А значит, следует отложить решение вопроса «уйти нельзя остаться» на год-полтора.
Иначе говоря, президент Путин опять сделал это — принял такое, пусть и промежуточное решение, которое не закрывает для него окончательно те или иные сценарии и дает возможность сохранять пространство маневра и политическую инициативу.
Кандидатура Медведева, видимо, оптимальна в этом смысле для Путина с точки зрения комфортности межличностных отношений. Личная уния с Медведевым почти гарантирует Владимиру Путину устойчивость позиций и отсутствие подсиживаний и перетягивания власти в течение достаточно долгого времени, т. е. по крайней мере года-двух. За это время Владимир Путин и сможет сделать более определенный выбор и превратить свое премьерство в инструмент реализации одного из трех сценариев.
Первый сценарий можно назвать временной полуторапрезидентской системой. Он означает, что Владимир Путин будет выступать в роли защитника и страховочного механизма для Медведева, постепенно вводить его в курс дел и пошагово передавать ему все больший объем реальных полномочий и властных функций. А по завершении этой программы «постепенного преемничества» с легким сердцем сможет отойти в сторону.
Второй сценарий может заключаться в том, что если в течение 2008-2009 гг. дела пойдут не так, станет понятно, что риски внутриэлитной конфликтности и низкой управляемости системы слишком велики, то тогда пост премьер-министра окажется идеальной площадкой для возвращения Владимира Путина в кресло президента, причем если надо, то и досрочного возвращения. Опять же уровень личного доверия и взаимопонимания между Путиным и Медведевым, видимо, таков, что последний в случае необходимости будет готов спокойно и корректно вернуть власть старшему товарищу.
Третий сценарий состоит в том, что система разделения власти между Медведевым и Путиным заработает, покажет свою состоятельность и приведет к формированию внутриэлитного и общественного консенсуса по поводу того, что новую формулу правления в России следует зафиксировать в рамках конституционной реформы. Это будет означать, что сформированная за период правления Путина элита готова к тому, чтобы, в том числе в целях долгосрочного сохранения своих позиций и стабильности, окончательно уйти от модели суперпрезидентской республики. И больше никогда не сталкиваться с фундаментальной проблемой полноценной смены власти в ее нынешнем виде, т. е. с необходимостью передавать всю властную монополию в руки одного человека.
В том случае, если именно этот сценарий является магистральным, уже в ближайший год мы увидим планомерное и постепенное ослабление института администрации президента и передачу ее полномочий и функций частично партии «Единая Россия», частично — аппарату правительства, частично — Госдуме.
Впрочем, нельзя полностью исключать и того, что в мае будущего года уходящий президент Путин еще передумает и не пойдет в премьер-министры. Скажет что-нибудь вроде того, что, «если очень нужно, я останусь, но, если вы справитесь без меня, это будет намного лучше». Тогда это будет последней эффектной попыткой доказать и соратникам, и обществу, что выстроенная за восемь лет стабильность системы не должна зависеть и не зависит от одного человека. Тем более что даже при таком повороте сюжета Владимир Путин останется верен себе: возможность занять пост премьера в случае острой необходимости у него все равно, скорее всего, сохранится.
А все, что мы видим сегодня, говорит только об одном: Владимир Путин знает главный секрет — в деле обеспечения преемственности и стабильности реальной властью обладает только тот, кто имеет контрольный пакет возможностей и влияния в производстве изменений, в пересмотре правил игры. Именно такой человек и называется иначе национальным лидером.
Автор — заместитель директора Института социальных систем
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/1...
Дмитрий Бадовский
18.12.2007, №239 (2013)Законодательство о выборах президента России потребовало от Владимира Путина выполнить некоторые процедуры раскрытия информации относительно своего плана преемственности власти — имя и фамилия третьего президента России известны. Но президент Путин пошел дальше и на съезде «Единой России» публично почти согласился с просьбой Дмитрия Медведева стать его первым министром.
Понятно, что идея премьерства Путина удачно решает целый ряд насущных тактических задач. Здесь результат очевиден. Избиратели получили в рамках предвыборной кампании четкий мотив голосования: «Медведева — в президенты, Путина — в премьеры». При таком главном лозунге голосования 2 марта избрание Дмитрия Медведева в первом туре является вопросом предрешенным. Элиты, в свою очередь, также получили внятные сигналы о том, что по крайней мере до мая будущего года портреты менять рано, всем следует оставаться на своих местах, при этом пытаться «скушать» Медведева нельзя, но и Владимира Путина в роли «хромой утки» точно никто не увидит.
Однако в вопросе, будет или не будет Владимир Путин премьер-министром, когда он им может стать и как долго будет им оставаться, окончательной и полной ясности все же нет. Дело в том, что ситуация с возможным премьерством объективно является для Владимира Путина последним редутом неопределенности и моментом истины в принятии главного решения всей эпопеи преемственности — где ставить запятую в формуле «уйти нельзя остаться» и когда именно ее ставить.
И само выдвижение Дмитрия Медведева, и становящийся все более вероятным сценарий с занятием поста председателя правительства говорят о том, что Владимир Путин так пока и не решил, позволяет ли политическая ситуация ему уйти. Более того, скорее всего, Владимиру Путину стало ясно, что получить ответ на этот вопрос до момента вступления в должность нового главы государства невозможно. А значит, следует отложить решение вопроса «уйти нельзя остаться» на год-полтора.
Иначе говоря, президент Путин опять сделал это — принял такое, пусть и промежуточное решение, которое не закрывает для него окончательно те или иные сценарии и дает возможность сохранять пространство маневра и политическую инициативу.
Кандидатура Медведева, видимо, оптимальна в этом смысле для Путина с точки зрения комфортности межличностных отношений. Личная уния с Медведевым почти гарантирует Владимиру Путину устойчивость позиций и отсутствие подсиживаний и перетягивания власти в течение достаточно долгого времени, т. е. по крайней мере года-двух. За это время Владимир Путин и сможет сделать более определенный выбор и превратить свое премьерство в инструмент реализации одного из трех сценариев.
Первый сценарий можно назвать временной полуторапрезидентской системой. Он означает, что Владимир Путин будет выступать в роли защитника и страховочного механизма для Медведева, постепенно вводить его в курс дел и пошагово передавать ему все больший объем реальных полномочий и властных функций. А по завершении этой программы «постепенного преемничества» с легким сердцем сможет отойти в сторону.
Второй сценарий может заключаться в том, что если в течение 2008-2009 гг. дела пойдут не так, станет понятно, что риски внутриэлитной конфликтности и низкой управляемости системы слишком велики, то тогда пост премьер-министра окажется идеальной площадкой для возвращения Владимира Путина в кресло президента, причем если надо, то и досрочного возвращения. Опять же уровень личного доверия и взаимопонимания между Путиным и Медведевым, видимо, таков, что последний в случае необходимости будет готов спокойно и корректно вернуть власть старшему товарищу.
Третий сценарий состоит в том, что система разделения власти между Медведевым и Путиным заработает, покажет свою состоятельность и приведет к формированию внутриэлитного и общественного консенсуса по поводу того, что новую формулу правления в России следует зафиксировать в рамках конституционной реформы. Это будет означать, что сформированная за период правления Путина элита готова к тому, чтобы, в том числе в целях долгосрочного сохранения своих позиций и стабильности, окончательно уйти от модели суперпрезидентской республики. И больше никогда не сталкиваться с фундаментальной проблемой полноценной смены власти в ее нынешнем виде, т. е. с необходимостью передавать всю властную монополию в руки одного человека.
В том случае, если именно этот сценарий является магистральным, уже в ближайший год мы увидим планомерное и постепенное ослабление института администрации президента и передачу ее полномочий и функций частично партии «Единая Россия», частично — аппарату правительства, частично — Госдуме.
Впрочем, нельзя полностью исключать и того, что в мае будущего года уходящий президент Путин еще передумает и не пойдет в премьер-министры. Скажет что-нибудь вроде того, что, «если очень нужно, я останусь, но, если вы справитесь без меня, это будет намного лучше». Тогда это будет последней эффектной попыткой доказать и соратникам, и обществу, что выстроенная за восемь лет стабильность системы не должна зависеть и не зависит от одного человека. Тем более что даже при таком повороте сюжета Владимир Путин останется верен себе: возможность занять пост премьера в случае острой необходимости у него все равно, скорее всего, сохранится.
А все, что мы видим сегодня, говорит только об одном: Владимир Путин знает главный секрет — в деле обеспечения преемственности и стабильности реальной властью обладает только тот, кто имеет контрольный пакет возможностей и влияния в производстве изменений, в пересмотре правил игры. Именно такой человек и называется иначе национальным лидером.
Автор — заместитель директора Института социальных систем
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/1...