Что дальше Странно, но продолжение пока не снимается: студия ждет результатов проката. При этом у Крейга и Кидман насыщенный график съемок, который может помешать им углубиться в «Золотой компас».
Метаморфозы — в экранизации режиссера-сценариста Криса Уэйтца — претерпел и сам роман. Трилогия Пулмана мрачная. Вдобавок антиклерикальная и даже богоборческая. Поэтому католические организации США призвали к бойкоту фильма, его не видя. Но бойкотировать нечего. Фильм формально соответствует духу романа (с поправкой на то, что любая экранизация выпрямляет суть первоисточника). Он очень волшебный, очень-очень красивый, на выдумку хитер, и в нем есть все-все магические персонажи из параллельных миров Пулмана. И деймоны — души людей, материализовавшиеся в облике животных, птиц или насекомых. И закованные в броню разумные белые медведи. И ведьмы, летающие без всяких метел, — одну из них изображает коварная подружка новейшего Бонда Ева Грин. Действие в основном развивается в ледниковых ландшафтах Крайнего Севера, где проводит изыскания один из главных героев, которого играет уже непосредственно Бонд — Дениел Крейг, по фильму и роману — опекун самой главной героини: девочки, в этом мире столь же Избранной, как в своем мире Гарри Поттер.
Но при этом именно «Золотой компас» — едва ли не самый детский фильм среди всех современных экранизаций фэнтези. Никакой антиклерикальности. В подсознании фильма — разве что антитоталитаризм. При этом непонятно (для не читавших трилогию), какие именно злые силы стремятся всех построить и все контролировать. И отчего осуществляют пакостные — тоже пока непостижимые — научные эксперименты над детьми, похищая и затворяя их в экспериментальном центре во льдах. Да, ясен общий расклад противостояния. Наши — Избранная (но опять-таки неведомо кем и для чего) девочка и вообще дети, ведьмы (особенно та, что с лицом и телом Евы Грин), медведи, цыгане, деймоны и Джеймс Бонд. Враги: правящий миром магистрат — на клерикальность этой организации намекают лишь одежды ее членов. А также военные в традиционных для фэнтези и экранизаций компьютерных игр формах а-ля прислужники Дарта Вейдера, безответственные ученые и загадочная — сколько же пока загадок! — злодейка с лицом и фигурой Николь Кидман.
Пожалуй, ни один из дорогостоящих фильмов XXI века до такой степени не заявлял себя как фильм — исключительно пролог. Как фильм — только лишь заявка того, что вы увидите в будущем. «Золотой компас» и обрывается-то на полуслове — о том, что грядет некая великая война, которая будет и вашей войной, независимо от того, знаете вы о ней или нет. О том, что вместе мы — сила (уж не стояла ли за лентой «Единая Россия»?). О том, что, как всякая война, эта новая будет войной за свободу (нет, «Единая Россия» явно не стояла).