Заткнуть дыры Минфин сократил список офшоров, операции с которыми могут быть под особым контролем Филипп Стеркин Ведомости 04.12.2007, №229 (2003)Проект приказа на регистрации в Минюсте. В нем 42 государства. Документ должен быть утвержден до 2008 г., когда заработают поправки в Налоговый кодекс, освобождающие от налогов дивиденды при стратегическом участии. Одно из многочисленных условий льготы — «дочка» не должна быть в списке Минфина. Но список может использоваться и при других контрольных мероприятиях, допускает сотрудник Минфина. Например, при проверках компаний, говорит Вадим Зарипов из юркомпании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». В основных направлениях налоговой политики до 2010 г. борьба с офшорами — среди приоритетов.
Предыдущий проект был обнародован в июле и удивил экспертов обилием членов ЕС и стран Старого Света (почти такой же список у Центробанка). Из нового варианта выпали Бельгия, Люксембург, территории Ирландии, Португалии и Швейцарии. У них низкое налогообложение дивидендов, но высокое — прибыли, говорит чиновник Минфина. Критерии попадания в список — непредоставление информации и налогообложение прибыли менее чем 2/3 от российского.
Только часть — традиционные офшоры, говорит Владимир Гидирим из Deloitte: Британские Виргинские и Каймановы острова, Науру, Ниуэ. Под давлением ЕС и ОЭСР многие офшоры отказались от дифференцированных налогов для компаний, работающих в стране и только зарегистрированных в ней, а ставка налога на прибыль может не быть нулевой (на Кипре — 10%), говорит он. Кипр используется для инвестиций в Россию, говорит вице-президент по СНГ Consulco International Group Михаил Соболев: по эффективным налоговым ставкам он не выгоднее ряда западноевропейских стран, например Бельгии. Но с Кипром нет обмена налоговой информацией.
Кипр — самая удобная дыра для увода дивидендов в Европу и реэкспорта в Россию при минимальных налогах, говорит юрист холдинга. Часто Кипр — прослойка между российской компанией и страной, где приобретается индустриальный актив, рассказывает Гидирим