В правительстве ищут «козла отпущения»Завершены практически все необходимые приготовления к старту масштабной проверки исполнения закона о монетизации льгот – работа Счетной палаты начнется в самое ближайшее время
Вчера члены Счетной палаты (СП) провели рабочее совещание, посвященное намеченной проверке исполнения закона о монетизации льгот. Подробности заседания пресс-служба СП разглашать не стала, ссылаясь на тот факт, что «говорить пока еще не о чем». Между тем очевидно одно – в СП уже практически все готово (сейчас, по словам представителей пресс-службы, отбираются аудиторы для этой работы и создаются группы) для начала масштабной проверки 34 регионов на предмет того, как в них претворяется в жизнь закон о монетизации льгот. Напомним, что недавно глава СП Сергей Степашин заявил, что в первом квартале этого года будет проверено восемь регионов, в том числе Санкт-Петербург. Первые результаты своей работы СП обещает обнародовать уже в марте-апреле этого года. Несмотря на то что сам Сергей Степашин подчеркнул, что «цель Счетной палаты – не поставить под сомнение принятый закон, а найти в нем тонкие места», эксперты считают, что качество работы ведомства Михаила Зурабова (Минсоцздрав), скорее всего, подвергнется серьезной критике аудиторами СП. Так, в середине прошлого месяца аудитор СП Сергей Рябухин посетовал журналистам на то, что при разработке законодательной базы, предусматривающей замену льгот в натуральном выражении денежными выплатами, Госдума не в полной мере учла выводы СП, и это привело к целому ряду сложностей. Г-н Рябухин попенял правительству и на то, что у него так до сих пор и нет окончательного списка льготников, необходимого для нормального функционирования закона. Осложнил ситуацию и тот факт, что за последние годы произошла настоящая «инвалидизация» страны – число инвалидов с 2,5 млн буквально за несколько лет выросло до 12 млн.
Скорее всего, прогнозируют эксперты, самым «узким местом» всей реформы, аудиторы СП сочтут претворение в жизнь системы обеспечения льготников медикаментами. Напомним, суть ее сводилась к тому, что деньги на обеспечение льготников выделяют теперь не местные бюджеты, как это было раньше, а федеральный. Необходимые средства поступают в регионы – в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые и должны затем, по факту, расплачиваться с поставщиками лекарств. Вначале предполагалось, что к системе подключатся также и страховые компании, которые якобы должны были следить, во-первых, за тем, чтобы врачи не выписывали лишних льготных рецептов, а во-вторых, разделить риски с государством. Однако то ли испугавшись критики в свой адрес (как сообщалось, г-н Зурабов был одним из основателей крупной страховой компании, работающей на ниве медицинского страхования – «МАКСа»), то ли по каким-то другим причинам, в начале февраля глава Минсоцздрава вдруг объявил, что страховщики подключатся к данной системе лишь в 2006 г. Как пояснил RBC daily генеральный директор «РОСНО-МС» Владимир Гурдус, страховщики должны были в данной системе выполнять роль «фильтров» и не допустить возникновения ажиотажа. «В рамках пробной проверки выписанных льготных рецептов мы забраковали почти половину, – рассказывает г-н Гурдус. – Части льготников вообще не было в федеральных списках, часть была выписана не по установленной форме и т. д.» Исключив страховые компании из данной системы, государство само вынуждено будет контролировать обоснованность выписываемых рецептов. «Как? Для меня пока непонятно», – комментирует ситуацию Владимир Гурдус.
Однако и без них все должно было сработать хорошо, так по крайней мере следует из многочисленных заявлений Михаила Зурабова, который без устали в январе этого года пытался доказать на самых разнообразных мероприятиях, что придуманная им система работает. Но репортажи с «полей битвы» (а в них, в буквальном смысле слова превратились в начале года поликлиники и аптеки) свидетельствовали прямо об обратном. Так, к примеру, автор данного материала на прошлой неделе был свидетелем того, как толпы пенсионеров осаждали единственную аптеку подмосковного города Мытищи, куда наконец-то завезли лекарства для федеральных льготников. На вопросы пенсионеров, не попадающих под категорию «федеральных» (куда, среди прочих попали и больные диабетом), когда же будут завезены лекарства и для них, фармацевты отвечали, что не раньше, чем в 20-х числах февраля.
Подобных примеров множество, и так как эти факты слишком очевидны, чтобы их игнорировать, власти придумали очень удобное объяснение всему происходящему. На «проправительственных» каналах замелькали следующие сюжеты – оказывается, все дело лишь в том, что лекарственные средства стали для льготников очень доступными, именно этим и объясняется такой ажиотаж. «Конечно, совершенно исключить этот фактор нельзя, – частично соглашается с мнением правительства заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Сергей Колесников. – Но дело не в том, что лекарства стали доступными, а в том, что ждавшие их почти месяц льготники, к тому же не доверяющие уже обещаниям чиновников, действительно испугались, что могут остаться совсем без медикаментов». Кстати, подобная разбалансировка системы грозит, по мнению Сергея Колесникова, обернуться и еще одной серьезной проблемой – выделенных из бюджета денег просто не хватит на выписку дорогих лекарств. Дело в том, что узнавшие из прессы о том, что каждому льготнику в месяц полагается 350 руб. на «лекарственные нужды», инвалиды и ветераны будут пытаться «выбрать» всю положенную им сумму и требовать от врачей выписывать им рецептов «по полной программе». Между тем, как поясняет RBC daily депутат Государственной думы Оксана Дмитриева, вся эта система основана на принципе солидарной ответственности – то есть денег будет достаточно лишь в том случае, если часть льготников совсем не выписывают положенные им медикаменты, часть покупает лишь частично и т. д. «Однако практически все граждане, попавшие в категорию «федеральных льготников», – это очень больные люди, и практически все они без исключения нуждаются в медикаментах», – поясняет она.
Впрочем, основные причины возникших сбоев, по мнению экспертов, совсем в другом. Во-первых, столь сложную систему необходимо было вначале опробовать на ряде регионов, как и предлагали многие депутаты. «Система не должна была создаваться в такой спешке, что даже постановление правительства, описывающее основные ее принципы, появилось 30 декабря», – говорит Владимир Гурдус. Во-вторых, на результате сказалась и та спешка, в которой Минсоцздрав пытался реализовать данное мероприятие. Как пояснил RBC daily Сергей Колесников, большинство регионов получили списки льготных лекарств лишь в ноябре прошлого года, соответственно, смогли сделать заказ поставщикам лишь в декабре. Осложнил ситуацию и тот факт, что Минсоцздравом были отобраны лишь пять уполномоченных поставщиков лекарственных средств, и это сильно затруднило работу региональным властям, привыкшим иметь дело с местными, уже проверенными фармацевтическими фирмами. Любопытно, что столь, казалось бы, выгодное мероприятие (шутка ли, 1, 8 млрд долл. федеральных денег и еще около 7 млрд региональных) может выйти для выбранных г-н Зурабовым фармпроизводителей и дистрибьюторов «боком», особенно это касается отечественных, не слишком богатых производителей. Как утверждает г-н Колесников, буквально вся система обеспечения льготников лекарствами сейчас работает по схеме «товарного кредита» – то есть ФОМС не оплатил ни дистрибьюторам, ни производителям пока еще ни копейки за поставленные лекарства. Между тем с начала этого года было отоварено уже около 40 млн льготных рецептов. «Товарный кредит достиг уже суммы в 300 млн долл., – говорит Сергей Колесников. – Г-н же Зурабов гордится тем, что не заплатил бюджетных денег пока ни копейки, мол, все это будет уходить в регионы лишь по факту поступления рецептов. Но ведь они уже поступают!» Версия г-на Колесникова, объясняющая подобное поведение министра, проста – кредиты нынче дороги.
Что же касается прогнозов, то подобный произвол грозит обернуться настоящей катастрофой не только для всей системы обеспечения льготников медикаментами, но и для отечественной фармацевтической промышленности. «Компании не могут бесконечно работать в кредит, когда-то запас их финансовой прочности иссякнет, – поясняет г-н Колесников. – Понятно, что первыми «сдадутся» отечественные фармацевты, не имеющие столь солидных финансовых резервов, как крупные иностранные поставщики». Возможно, правда, что под угрозой проверки СП (а Сергей Степашин в качестве одной из главных целей проверки назвал необходимость выяснить, дошли ли федеральные деньги до регионов) ситуация все-таки изменится к лучшему.
Отдел экономики РБК
Наталья Бендина, 08.02.2005
Вчера члены Счетной палаты (СП) провели рабочее совещание, посвященное намеченной проверке исполнения закона о монетизации льгот. Подробности заседания пресс-служба СП разглашать не стала, ссылаясь на тот факт, что «говорить пока еще не о чем». Между тем очевидно одно – в СП уже практически все готово (сейчас, по словам представителей пресс-службы, отбираются аудиторы для этой работы и создаются группы) для начала масштабной проверки 34 регионов на предмет того, как в них претворяется в жизнь закон о монетизации льгот. Напомним, что недавно глава СП Сергей Степашин заявил, что в первом квартале этого года будет проверено восемь регионов, в том числе Санкт-Петербург. Первые результаты своей работы СП обещает обнародовать уже в марте-апреле этого года. Несмотря на то что сам Сергей Степашин подчеркнул, что «цель Счетной палаты – не поставить под сомнение принятый закон, а найти в нем тонкие места», эксперты считают, что качество работы ведомства Михаила Зурабова (Минсоцздрав), скорее всего, подвергнется серьезной критике аудиторами СП. Так, в середине прошлого месяца аудитор СП Сергей Рябухин посетовал журналистам на то, что при разработке законодательной базы, предусматривающей замену льгот в натуральном выражении денежными выплатами, Госдума не в полной мере учла выводы СП, и это привело к целому ряду сложностей. Г-н Рябухин попенял правительству и на то, что у него так до сих пор и нет окончательного списка льготников, необходимого для нормального функционирования закона. Осложнил ситуацию и тот факт, что за последние годы произошла настоящая «инвалидизация» страны – число инвалидов с 2,5 млн буквально за несколько лет выросло до 12 млн.
Скорее всего, прогнозируют эксперты, самым «узким местом» всей реформы, аудиторы СП сочтут претворение в жизнь системы обеспечения льготников медикаментами. Напомним, суть ее сводилась к тому, что деньги на обеспечение льготников выделяют теперь не местные бюджеты, как это было раньше, а федеральный. Необходимые средства поступают в регионы – в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые и должны затем, по факту, расплачиваться с поставщиками лекарств. Вначале предполагалось, что к системе подключатся также и страховые компании, которые якобы должны были следить, во-первых, за тем, чтобы врачи не выписывали лишних льготных рецептов, а во-вторых, разделить риски с государством. Однако то ли испугавшись критики в свой адрес (как сообщалось, г-н Зурабов был одним из основателей крупной страховой компании, работающей на ниве медицинского страхования – «МАКСа»), то ли по каким-то другим причинам, в начале февраля глава Минсоцздрава вдруг объявил, что страховщики подключатся к данной системе лишь в 2006 г. Как пояснил RBC daily генеральный директор «РОСНО-МС» Владимир Гурдус, страховщики должны были в данной системе выполнять роль «фильтров» и не допустить возникновения ажиотажа. «В рамках пробной проверки выписанных льготных рецептов мы забраковали почти половину, – рассказывает г-н Гурдус. – Части льготников вообще не было в федеральных списках, часть была выписана не по установленной форме и т. д.» Исключив страховые компании из данной системы, государство само вынуждено будет контролировать обоснованность выписываемых рецептов. «Как? Для меня пока непонятно», – комментирует ситуацию Владимир Гурдус.
Однако и без них все должно было сработать хорошо, так по крайней мере следует из многочисленных заявлений Михаила Зурабова, который без устали в январе этого года пытался доказать на самых разнообразных мероприятиях, что придуманная им система работает. Но репортажи с «полей битвы» (а в них, в буквальном смысле слова превратились в начале года поликлиники и аптеки) свидетельствовали прямо об обратном. Так, к примеру, автор данного материала на прошлой неделе был свидетелем того, как толпы пенсионеров осаждали единственную аптеку подмосковного города Мытищи, куда наконец-то завезли лекарства для федеральных льготников. На вопросы пенсионеров, не попадающих под категорию «федеральных» (куда, среди прочих попали и больные диабетом), когда же будут завезены лекарства и для них, фармацевты отвечали, что не раньше, чем в 20-х числах февраля.
Подобных примеров множество, и так как эти факты слишком очевидны, чтобы их игнорировать, власти придумали очень удобное объяснение всему происходящему. На «проправительственных» каналах замелькали следующие сюжеты – оказывается, все дело лишь в том, что лекарственные средства стали для льготников очень доступными, именно этим и объясняется такой ажиотаж. «Конечно, совершенно исключить этот фактор нельзя, – частично соглашается с мнением правительства заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Сергей Колесников. – Но дело не в том, что лекарства стали доступными, а в том, что ждавшие их почти месяц льготники, к тому же не доверяющие уже обещаниям чиновников, действительно испугались, что могут остаться совсем без медикаментов». Кстати, подобная разбалансировка системы грозит, по мнению Сергея Колесникова, обернуться и еще одной серьезной проблемой – выделенных из бюджета денег просто не хватит на выписку дорогих лекарств. Дело в том, что узнавшие из прессы о том, что каждому льготнику в месяц полагается 350 руб. на «лекарственные нужды», инвалиды и ветераны будут пытаться «выбрать» всю положенную им сумму и требовать от врачей выписывать им рецептов «по полной программе». Между тем, как поясняет RBC daily депутат Государственной думы Оксана Дмитриева, вся эта система основана на принципе солидарной ответственности – то есть денег будет достаточно лишь в том случае, если часть льготников совсем не выписывают положенные им медикаменты, часть покупает лишь частично и т. д. «Однако практически все граждане, попавшие в категорию «федеральных льготников», – это очень больные люди, и практически все они без исключения нуждаются в медикаментах», – поясняет она.
Впрочем, основные причины возникших сбоев, по мнению экспертов, совсем в другом. Во-первых, столь сложную систему необходимо было вначале опробовать на ряде регионов, как и предлагали многие депутаты. «Система не должна была создаваться в такой спешке, что даже постановление правительства, описывающее основные ее принципы, появилось 30 декабря», – говорит Владимир Гурдус. Во-вторых, на результате сказалась и та спешка, в которой Минсоцздрав пытался реализовать данное мероприятие. Как пояснил RBC daily Сергей Колесников, большинство регионов получили списки льготных лекарств лишь в ноябре прошлого года, соответственно, смогли сделать заказ поставщикам лишь в декабре. Осложнил ситуацию и тот факт, что Минсоцздравом были отобраны лишь пять уполномоченных поставщиков лекарственных средств, и это сильно затруднило работу региональным властям, привыкшим иметь дело с местными, уже проверенными фармацевтическими фирмами. Любопытно, что столь, казалось бы, выгодное мероприятие (шутка ли, 1, 8 млрд долл. федеральных денег и еще около 7 млрд региональных) может выйти для выбранных г-н Зурабовым фармпроизводителей и дистрибьюторов «боком», особенно это касается отечественных, не слишком богатых производителей. Как утверждает г-н Колесников, буквально вся система обеспечения льготников лекарствами сейчас работает по схеме «товарного кредита» – то есть ФОМС не оплатил ни дистрибьюторам, ни производителям пока еще ни копейки за поставленные лекарства. Между тем с начала этого года было отоварено уже около 40 млн льготных рецептов. «Товарный кредит достиг уже суммы в 300 млн долл., – говорит Сергей Колесников. – Г-н же Зурабов гордится тем, что не заплатил бюджетных денег пока ни копейки, мол, все это будет уходить в регионы лишь по факту поступления рецептов. Но ведь они уже поступают!» Версия г-на Колесникова, объясняющая подобное поведение министра, проста – кредиты нынче дороги.
Что же касается прогнозов, то подобный произвол грозит обернуться настоящей катастрофой не только для всей системы обеспечения льготников медикаментами, но и для отечественной фармацевтической промышленности. «Компании не могут бесконечно работать в кредит, когда-то запас их финансовой прочности иссякнет, – поясняет г-н Колесников. – Понятно, что первыми «сдадутся» отечественные фармацевты, не имеющие столь солидных финансовых резервов, как крупные иностранные поставщики». Возможно, правда, что под угрозой проверки СП (а Сергей Степашин в качестве одной из главных целей проверки назвал необходимость выяснить, дошли ли федеральные деньги до регионов) ситуация все-таки изменится к лучшему.
Отдел экономики РБК
Наталья Бендина, 08.02.2005