Потребность Голливуда в остросюжетных фантастических сказках не ослабевает. И по-прежнему их надежным источником остается британская детская литература. Фильм Криса Уайтца «Темные начала: золотой компас» откроет, очевидно, новый грандиозный фэнтези-цикл — на этот раз по романам англичанина Филипа Пулмана. «Золотой компас» — экранизация первой части трилогии «Темные начала», известной также в других переводах как «Северное сияние» или «Полярные огни». Роман, кстати, в этом году получил премию Карнеги и был назван лучшей книгой для детей за последние 70 лет. Вообще вся трилогия заслужила немало наград и стабильно держится в списке мировых бестселлеров.
Как и положено, Пулман создает некий параллельный мир, открывающий для киношников возможность потратить миллионы на создание спецэффектов и самых невероятных декораций (бюджет картины примерно $150 млн). В основе этого мира старая добрая викторианская Англия. У него довольно много общего с известной нам реальностью. Впрочем, есть и смещения, в которых, собственно, и кроется все обаяние книжки.
В том мире свирепые тартары (в книге так называют татар, а цыган — цаганами) с берегов Тунгуски захватили Московию и грозят Санкт-Петербургу. Там атомоходы соседствуют с дирижаблями. У каждого человека есть животное-альм (в фильме их называют деймонами), которое всюду сопровождает его и воплощает часть души. На Крайнем Севере живут ведьмы, бродят духи и сражаются могучие боевые медведи-панцирьбьорны, а ученые проводят загадочные и опасные эксперименты с Серебристой пылью и Северным сиянием. Таинственное Министерство единых решений похищает детей и вывозит их в Арктику для чудовищных опытов.
Здесь у каждого человека есть животное-альм, которое его повсюду сопровождает и воплощает часть его души
Героиня Пулмана, девочка Лира, выросла в легендарном оксфордском колледже Вод Иорданских. Ее лучшего друга, поваренка Роджера, похищают люди Министерства. И она решает во что бы то ни стало найти и спасти его. Попутно ей предстоит узнать, что знаменитый полярный исследователь и искатель приключений властный лорд Азриел (Дэниел Крейг), попавший в плен на Крайнем Севере, — ее отец. А могущественная и грозная красавица миссис Кольтер (Николь Кидман), похитительница детей, основавшая Министерство единых решений, — ее мать. В поисках Роджера Лире помогут цаганские бароны, верный панцирьбьорн и, разумеется, ее альм Пантелеймон.
Хорошие детские книжки всегда пишутся не только для читателей младшего и среднего школьного возраста и особой сентиментальностью не отличаются. Не исключение и «Северное сияние». До мировой премьеры фильм не видел ни один журналист, однако можно предположить, что если экранизация окажется адекватной, то поражать она должна не только захватывающими просторами Крайнего Севера, но и изрядной жестокостью. Впрочем, Голливуд, конечно, не допустит, чтобы детский блокбастер заслужил за кровавость суровый прокатный рейтинг. Уж точно не в первой серии. Впрочем, «Поттериана» со временем изрядно помрачнела. У «Темных начал» перспектива тоже не самая радостная. Ведь Пулман нагрузил свои книги совсем не детской метафизикой, которая в любом случае проступит даже сквозь голливудский глянец.
С 6 декабря, «5 звезд», «Алмаз», «Баррикады», «Пушкинский»
Александр Стрелков Для Пятницы № 46 (83) 30 ноября 2007