Дракон вожделения Фильм Роберта Земекиса умело маскируется под компьютерное фэнтези. Хотя скорее это притча о сексе, грехе и расплате Олег Зинцов Ведомости 23.11.2007, №222 (1996)От нового «Беовульфа» можно было ожидать всего, чего угодно. Дело не в технологиях. 3D-анимация (фильм выходит одновременно в двух версиях, обычной и трехмерной) и модный метод motion capture, позволяющий сделать рисованное чудовище из живого актера, сохранив его мимику и жесты, — уже не то чтобы оглушительные ноу-хау: режиссер Роберт Земекис делал в той же технике свой предыдущий фильм «Полярный экспресс». А вот имена сценаристов заставляли вдохнуть поглубже: если за дело взялись британский фантаст Нил Гейман и соавтор «Криминального чтива» Роджер Эйвери, от средневековой саги, скорее всего, должны были остаться рога и копыта.
Остались, между тем, вещи куда более важные. Хотя поначалу все и впрямь напоминает какого-нибудь «Шрека».
Чудовище Грендель, вломившееся на пирушку в замке короля Хротгара, не столько кровожадно, сколько несчастно: у монстра чувствительные уши, а пьяные соседи по долине расшумелись так, что осталось им только ноги поотрывать. Бедный Грендель, тебя поймет житель любой московской многоэтажки. И не осудит.
Зато Беовульф (Рэй Уинстоун), приплывший спасать страну от напасти, — невероятный хвастун и самовлюбленный дурак. Однако с монстром разбирается быстро и жестоко, голыми руками. У Беовульфа есть мифологически оправданная привычка перед боем раздеваться догола (звериное, знаете ли, происхождение). Но в фильме он такой нарцисс, что устраивает стриптиз как будто нарочно для демонстрации противнику своего мужского превосходства: от зрителей героический пах деликатно прикрывают соратники, но они же отмечают, что у Гренделя-то между ног пусто. Гренделя жалко.
Дальше — больше. Если в короле Хротгаре без труда узнается величавая стать Энтони Хопкинса, а в его царедворце — фирменное лукавство Джона Малковича, то безутешная мать поверженного Гренделя долго интригует публику одним хвостом. Бравый Беовульф идет ее убивать и тут обнаруживает, что к хвосту прилагается натуральная Анджелина Джоли: устоять невозможно.
В общем, вам не кажется, что этот компьютерный мультик совсем не для младшего и даже не для среднего школьного возраста?
Когда Беовульф возвращается, его словно подменили: все, шутки кончились, начался настоящий эпос, вечная история соблазна, греха и расплаты.
Конечно, в ней есть все, что нужно для современного компьютерного фэнтези: неописуемые уроды, размашистые батальные сцены, белокурая королева и золотой дракон. Земекис знает, как угодить публике и собрать кассу, он профессионал высочайшей пробы и работает наверняка.
Но есть в его «Беовульфе» и то, от чего обычные фэнтези бегут как вампир от чеснока: упрятанный между суперэффектных раскадровок рассказ о мужских страхах и женском терпении, притча не столько о том, как убить дракона, сколько о том, как его породить. О детях, страдающих за грехи отцов. О женщинах, умеющих ждать, и мужчинах, не умеющих выбирать. Это совсем взрослое, печальное и мудрое кино: оно не шутит ниже пояса, как может показаться поначалу, оно туда наотмашь бьет.
Его чудовища так жалки, а драконы великолепны не потому, что на компьютере можно нарисовать сейчас решительно все. А потому, что это драконы нашей похоти и чудовища нашей страсти. Нет-нет, они — не сон разума. Лишь порожденье нашей наготы.
-------------------------------------------------------------------------------- Пляшущие человечки Технология motion capture используется в анимации и при создании спецэффектов. На актера надевают датчики, фиксирующие характерные движения и мимику. Таким образом достигается естественность нарисованного на компьютере персонажа