С картинками и разговорамиСовременные книжные магазины превращаются в клубы и культурные центры: здесь открывают кофейни, художественные галереи, интернет-кафе, устраивают литературные вечера, лекции и кинопоказы
На вечерней Тверской толпятся мужчины, все в костюмах без галстуков, все с сигаретой и бокалом вина. Они стоят между входами в два книжных магазина, расположенных дверь в дверь, — «Букбери» и «Республика». На всякий случай я заглядываю в приглашение, чтобы убедиться: презентация семнадцатого магазина сети назначена на 25 октября у «Букбери». За стеклянными дверями белые кирпичные стены и черные стеллажи с книгами. На втором этаже мягкие диваны и тихая музыка, витрина с пирожными и запах кофе. Не магазин, а клуб для книгочеев. Тем не менее в кассу на выходе стоит очередь. «Если они будут обслуживать так медленно, — цедит сквозь зубы мой сосед в костюме без галстука, — к ним никто не будет ходить. Благо, книжных в Москве полно».
Книжных в Москве действительно так много, что привлекать покупателей приходится самыми разными способами: от банального расширения ассортимента до показов кинофильмов и раздачи специальных пакетов для мокрых зонтиков посетителей. «Современный книжный магазин, — описывает общую тенденцию Ирина Колыгина, специалист маркетингового агентства Step by Step, проводившего в этом году исследование книжного рынка в Москве и России, — из места приобретения книг превращается в культурный центр, выполняющий функции библиотеки и дискуссионного клуба, с обилием дополнительных услуг».
Руководство «Букбери» не побоялось открыть новый магазин сети рядом с популярной «Республикой». Оба магазина современно оформлены, в обоих можно не только купить книгу, но и выпить кофе и послушать музыку. Тем не менее конкурентами они себя не считают. «У нас более богатый ассортимент именно книг, в “Республике” гораздо более широкий выбор DVD, СD, — рассуждает креативный директор сети “Букбери” Елена Зубова, — так что и аудитория у нас разная. У них более молодежная, у нас — не только. На самом деле один и тот же человек может купить разные вещи: книгу у нас — диск в “Республике”. В идеале мы должны дополнять друг друга».
Книга может быть такой же модной и интересной, как гаджеты и разные приспособления для быта
Действительно, эти сети представляют концептуально разные ветви развития книготорговли. «Книга может быть такой же модной и интересной, как разнообразные гаджеты и прикольные приспособления для быта» — так можно сформулировать принцип, по которому живет «Республика». «Букбери» ориентируется на то, что выбирать такую красивую и интересную вещь, как книга, необходимо в комфортной обстановке.
Кто победит? Издатели считают, что у обеих концепций большие перспективы. «Современные книжные магазины не должны быть похожи на скучные банки данных на бумаге, — говорит главный редактор издательской группы “Аттикус” Сергей Пархоменко. — Книга стала ценна как вещь, от общения с которой можно получать удовольствие: понюхать, подержать в руках. Поэтому и будущее за магазинами, которые способствуют такому восприятию книги».
Магазин-клуб
На первом этаже нового «Букбери» бетонный пол и голые кирпичные стены, но на потолках лепнина, а посреди зала позолоченная арфа. По словам сотрудников сети, над деталями интерьера работали долго и наконец получили желаемое — классический книжный магазин с элементами модного клуба.
Стеллажей, особенно на втором этаже, достаточно, чтобы уединиться, как в библиотеке, с книгами. Сесть в кресло и полистать под направленным светом «Русское советское искусство» 1954 года издания с букинистического стеллажа или современную монографию «Московский железнодорожный узел». Небольшая выставочная комната с книжными иллюстрациями, удаленная от общего зала, сгодится для громкой болтовни. Тихая музыка, кофе и пирожные с литературными названиями «Милый друг», «Отелло» и «Первая любовь» — это еще не все. Для тех, кто бродит по магазину давно или любит посидеть с книгой в туалете, есть и туалет. Мягкие диваны, посчитали организаторы, не слишком удобны для человека в шубе или пальто — и открыли гардероб на первом этаже. «Все сделано так, чтобы люди могли не просто сюда забежать, а провести здесь время, прийти и задержаться, — объясняет Елена Зубова. — Это магазин-клуб, где можно встретиться со знакомым, посидеть за чашечкой кофе. Может быть, даже ничего не купить, но потом снова к нам вернуться».
По мнению издателя Дмитрия Ицковича, одного из идеологов клубов с книжными магазинами, сначала «О.Г.И», а позже «Билингвы», книгу нужно продавать в специальном культурном пространстве: «Книга не просто товар вроде продукции Procter & Gamble. Его потребление, то есть чтение, это часть культурной жизни человека. Поэтому при достаточном насыщении рынка и развитости маркетинговой культуры книжные магазины превращаются из точек продаж в особые места, где людям приятно осуществлять свой культурный выбор».
В первые годы работы «Букбери» непрофильных товаров в магазинах было 5-7%. Сейчас — 15%, в основном за счет мультимедийной продукции. Из дополнительной культурной программы — встречи с писателями и выставки.
Модные вещи
Выходящие из «Республики» 19-летние студенты Алена и Андрей демонстрируют свои покупки: открытку и фотоаппарат с эффектом «рыбий глаз». «Здесь нескучно, как в других книжных, — говорит распирсингованная Алена. — Уютно, музыка играет и огромный выбор открыток». Андрей ее поддерживает: «Я чаще здесь не книги покупаю, а другие прикольные вещи, которых больше нигде нет».
При входе покупателя встречает яркий свет, драйвовый ритм из динамиков и уйма разноцветных вещичек — от оранжевых кожаных сумок и футболок со смешными надписями до игрушек и наборов микроскопических карандашей. Книг тоже много, но все они дальше, за углом. «Вам помочь?» — то тут, то там появляются на редкость юные лица улыбающихся продавцов. Автор идеи и хозяин сети Вадим Дымов, владелец колбасного завода, объясняет, что «Республика» — книжный его мечты. «Наш магазин наполнен жизнью, — говорит Дымов. — Посмотрите, кто у нас работает: девчонки, ребята с дредами, которые любят посетителей». Дымов и сам время от времени встает в их ряды и работает в магазине продавцом. Зачем? «Чтобы понимать, что я делаю, чтобы лучше чувствовать, довольны ли посетители, — говорит он. — Как раз вчера я был в магазине на Тверской и знаете, кого там встретил? Главного московского диггера, который сидел в кафе, — прямо в шлеме, рядом стоял баллон с воздухом. Потому что наш магазин странный, но в хорошую сторону».
На втором этаже масса ярких толстых журналов о дизайне, искусстве и интерьере. Такие, видимо, должны небрежно лежать на стеклянных столиках и стоять на полках в модной студии жителя мегаполиса. Посетители толпятся рядом — в огромном отделе с музыкой. Прихватки для сковородок в виде морд мышей и собак, пастью которых удерживаешь горячую ручку, разбросаны по лестнице между этажами. Кажется, что книг здесь максимум половина всего ассортимента. Но на самом деле их, по данным сети «Республика», 80%.
«Книжный магазин постепенно превращается в магазин интересных, прикольных вещей, — считает Пархоменко. — Красивых и полезных вещей для дома: для еды, письма; книг в том числе. Пусть таких магазинов даже в Москве совсем немного, но в отдаленной перспективе будущее за ними».
Найдется все
Помимо дополнительных услуг вроде заказа по Интернету или телефону, доставки товара домой и системы скидок, традиционных для обычных магазинов, в книжных появляются и другие удобные мелочи. К примеру, поисково-информационные стойки расставлены по залам «Библио-Глобуса» и «Москвы». Кофейни появились в том же «Библио-Глобусе» и гипермаркетах сети «Лас-Книгас» (в одном из них, кстати, планируется открытие интернет-кафе). Встречи с писателями, включая иностранных, проходят почти в любом крупном книжном. Лекции и дискуссии проводят даже небольшие специализированные магазины вроде «Фаланстера». Магазин «Москва» давно принимает полуночников (он работает до часа ночи), и продавца там можно вызвать, как стюардессу, нажатием кнопки.
Еще Алиса, героиня сказки Кэрролла, недоумевала, как можно читать книжку «без разговоров и картинок». Стратегии сегодняшних книгопродавцев не оставляют сомнений: без сопроводительных разговоров, галерейных картинок и прочих приятных украшений процесса чтения книжка рискует не попасть в руки читателя вовсе.
При участии Майи Кучерской
Дина Юсупова
Пятница
№ 42 (79) 02 ноября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/02/10...
На вечерней Тверской толпятся мужчины, все в костюмах без галстуков, все с сигаретой и бокалом вина. Они стоят между входами в два книжных магазина, расположенных дверь в дверь, — «Букбери» и «Республика». На всякий случай я заглядываю в приглашение, чтобы убедиться: презентация семнадцатого магазина сети назначена на 25 октября у «Букбери». За стеклянными дверями белые кирпичные стены и черные стеллажи с книгами. На втором этаже мягкие диваны и тихая музыка, витрина с пирожными и запах кофе. Не магазин, а клуб для книгочеев. Тем не менее в кассу на выходе стоит очередь. «Если они будут обслуживать так медленно, — цедит сквозь зубы мой сосед в костюме без галстука, — к ним никто не будет ходить. Благо, книжных в Москве полно».
Книжных в Москве действительно так много, что привлекать покупателей приходится самыми разными способами: от банального расширения ассортимента до показов кинофильмов и раздачи специальных пакетов для мокрых зонтиков посетителей. «Современный книжный магазин, — описывает общую тенденцию Ирина Колыгина, специалист маркетингового агентства Step by Step, проводившего в этом году исследование книжного рынка в Москве и России, — из места приобретения книг превращается в культурный центр, выполняющий функции библиотеки и дискуссионного клуба, с обилием дополнительных услуг».
Руководство «Букбери» не побоялось открыть новый магазин сети рядом с популярной «Республикой». Оба магазина современно оформлены, в обоих можно не только купить книгу, но и выпить кофе и послушать музыку. Тем не менее конкурентами они себя не считают. «У нас более богатый ассортимент именно книг, в “Республике” гораздо более широкий выбор DVD, СD, — рассуждает креативный директор сети “Букбери” Елена Зубова, — так что и аудитория у нас разная. У них более молодежная, у нас — не только. На самом деле один и тот же человек может купить разные вещи: книгу у нас — диск в “Республике”. В идеале мы должны дополнять друг друга».
Книга может быть такой же модной и интересной, как гаджеты и разные приспособления для быта
Действительно, эти сети представляют концептуально разные ветви развития книготорговли. «Книга может быть такой же модной и интересной, как разнообразные гаджеты и прикольные приспособления для быта» — так можно сформулировать принцип, по которому живет «Республика». «Букбери» ориентируется на то, что выбирать такую красивую и интересную вещь, как книга, необходимо в комфортной обстановке.
Кто победит? Издатели считают, что у обеих концепций большие перспективы. «Современные книжные магазины не должны быть похожи на скучные банки данных на бумаге, — говорит главный редактор издательской группы “Аттикус” Сергей Пархоменко. — Книга стала ценна как вещь, от общения с которой можно получать удовольствие: понюхать, подержать в руках. Поэтому и будущее за магазинами, которые способствуют такому восприятию книги».
Магазин-клуб
На первом этаже нового «Букбери» бетонный пол и голые кирпичные стены, но на потолках лепнина, а посреди зала позолоченная арфа. По словам сотрудников сети, над деталями интерьера работали долго и наконец получили желаемое — классический книжный магазин с элементами модного клуба.
Стеллажей, особенно на втором этаже, достаточно, чтобы уединиться, как в библиотеке, с книгами. Сесть в кресло и полистать под направленным светом «Русское советское искусство» 1954 года издания с букинистического стеллажа или современную монографию «Московский железнодорожный узел». Небольшая выставочная комната с книжными иллюстрациями, удаленная от общего зала, сгодится для громкой болтовни. Тихая музыка, кофе и пирожные с литературными названиями «Милый друг», «Отелло» и «Первая любовь» — это еще не все. Для тех, кто бродит по магазину давно или любит посидеть с книгой в туалете, есть и туалет. Мягкие диваны, посчитали организаторы, не слишком удобны для человека в шубе или пальто — и открыли гардероб на первом этаже. «Все сделано так, чтобы люди могли не просто сюда забежать, а провести здесь время, прийти и задержаться, — объясняет Елена Зубова. — Это магазин-клуб, где можно встретиться со знакомым, посидеть за чашечкой кофе. Может быть, даже ничего не купить, но потом снова к нам вернуться».
По мнению издателя Дмитрия Ицковича, одного из идеологов клубов с книжными магазинами, сначала «О.Г.И», а позже «Билингвы», книгу нужно продавать в специальном культурном пространстве: «Книга не просто товар вроде продукции Procter & Gamble. Его потребление, то есть чтение, это часть культурной жизни человека. Поэтому при достаточном насыщении рынка и развитости маркетинговой культуры книжные магазины превращаются из точек продаж в особые места, где людям приятно осуществлять свой культурный выбор».
В первые годы работы «Букбери» непрофильных товаров в магазинах было 5-7%. Сейчас — 15%, в основном за счет мультимедийной продукции. Из дополнительной культурной программы — встречи с писателями и выставки.
Модные вещи
Выходящие из «Республики» 19-летние студенты Алена и Андрей демонстрируют свои покупки: открытку и фотоаппарат с эффектом «рыбий глаз». «Здесь нескучно, как в других книжных, — говорит распирсингованная Алена. — Уютно, музыка играет и огромный выбор открыток». Андрей ее поддерживает: «Я чаще здесь не книги покупаю, а другие прикольные вещи, которых больше нигде нет».
При входе покупателя встречает яркий свет, драйвовый ритм из динамиков и уйма разноцветных вещичек — от оранжевых кожаных сумок и футболок со смешными надписями до игрушек и наборов микроскопических карандашей. Книг тоже много, но все они дальше, за углом. «Вам помочь?» — то тут, то там появляются на редкость юные лица улыбающихся продавцов. Автор идеи и хозяин сети Вадим Дымов, владелец колбасного завода, объясняет, что «Республика» — книжный его мечты. «Наш магазин наполнен жизнью, — говорит Дымов. — Посмотрите, кто у нас работает: девчонки, ребята с дредами, которые любят посетителей». Дымов и сам время от времени встает в их ряды и работает в магазине продавцом. Зачем? «Чтобы понимать, что я делаю, чтобы лучше чувствовать, довольны ли посетители, — говорит он. — Как раз вчера я был в магазине на Тверской и знаете, кого там встретил? Главного московского диггера, который сидел в кафе, — прямо в шлеме, рядом стоял баллон с воздухом. Потому что наш магазин странный, но в хорошую сторону».
На втором этаже масса ярких толстых журналов о дизайне, искусстве и интерьере. Такие, видимо, должны небрежно лежать на стеклянных столиках и стоять на полках в модной студии жителя мегаполиса. Посетители толпятся рядом — в огромном отделе с музыкой. Прихватки для сковородок в виде морд мышей и собак, пастью которых удерживаешь горячую ручку, разбросаны по лестнице между этажами. Кажется, что книг здесь максимум половина всего ассортимента. Но на самом деле их, по данным сети «Республика», 80%.
«Книжный магазин постепенно превращается в магазин интересных, прикольных вещей, — считает Пархоменко. — Красивых и полезных вещей для дома: для еды, письма; книг в том числе. Пусть таких магазинов даже в Москве совсем немного, но в отдаленной перспективе будущее за ними».
Найдется все
Помимо дополнительных услуг вроде заказа по Интернету или телефону, доставки товара домой и системы скидок, традиционных для обычных магазинов, в книжных появляются и другие удобные мелочи. К примеру, поисково-информационные стойки расставлены по залам «Библио-Глобуса» и «Москвы». Кофейни появились в том же «Библио-Глобусе» и гипермаркетах сети «Лас-Книгас» (в одном из них, кстати, планируется открытие интернет-кафе). Встречи с писателями, включая иностранных, проходят почти в любом крупном книжном. Лекции и дискуссии проводят даже небольшие специализированные магазины вроде «Фаланстера». Магазин «Москва» давно принимает полуночников (он работает до часа ночи), и продавца там можно вызвать, как стюардессу, нажатием кнопки.
Еще Алиса, героиня сказки Кэрролла, недоумевала, как можно читать книжку «без разговоров и картинок». Стратегии сегодняшних книгопродавцев не оставляют сомнений: без сопроводительных разговоров, галерейных картинок и прочих приятных украшений процесса чтения книжка рискует не попасть в руки читателя вовсе.
При участии Майи Кучерской
Дина Юсупова
Пятница
№ 42 (79) 02 ноября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/11/02/10...