По словам старшего экономиста ВЭФ Маргариты Дженник, оценки стране выставляли только респонденты, работающие в ней. В России был опрошен 291 топ-менеджер.
Единственным индикатором, по которому Россия — лучшая в мире, стал «жесткий», и это заболеваемость малярией. Но респонденты поставили Россию на 41-е по размеру ущерба от малярии! Это особенности восприятия ситуации в стране, объясняет Дженник.
Из первичных индикаторов стабильно низки показатели России по защите авторских прав (115-е место), прав собственности (122-е), корпоративной этике (120-е). По итоговому показателю Россия за год поднялась на одно место — до 58-го из 131 возможного.
Улучшение показателей России незначительно, а изменения отдельных индикаторов дают «неоднозначную» картину, вздыхает Дженник. Лучше всего дела в блоке «эффективность», там Россия 48-я; по инновациям она 77-я, по базовым условиям для бизнеса — 68-я. Дженник сообщает, что улучшилась оценка эффективности рынка труда, но ухудшилась оценка эффективности товарных рынков, прежде всего из-за недовольства качеством антимонопольного регулирования.
Речь может идти об отголосках крупных событий, связанных с увеличением доли госкомпаний в энергетическом секторе (как в проекте «Сахалин-2»), считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог».
Главными проблемами бизнеса в России 18,8% респондентов ВЭФ назвали коррупцию, 15% — налоговое администрирование, 10% — ставки налогообложения, 8,4% — преступность.
К преимуществам России отнесены гибкость в определении размера зарплаты (31-е место), простота найма и увольнения сотрудников (15-е) и отношение зарплаты и производительности труда (14-е место).
Оценка конкурентоспособности России, выставленная ВЭФ, существенно не отличается от прочих, уверен Евгений Надоршин из ИБ «Траст».