Двухуровневая система вредна для российского образования? Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект о переходе на двухуровневую систему образования. Согласно документу, теперь российские студенты будут по окончании вуза получать степень бакалавра, а затем, кому повезет, смогут закончить магистратуру.
Многие эксперты оценивают принятый документ как вредный для российской образовательной системы, способный привести к снижению уровня образования и в итоге к безработице, пишет «РБК daily».
Лоббисты нововведений сообщают, выпускники вузов будут получать дипломы международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах. Такая система вводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.
Напомним, Болонский процесс начался в 1999 году. В итальянском городе Болонья 29 министерств европейских стран приняли решение привести свои системы образования к одному знаменателю и подписали конвенцию, которая ввела определенные требования в сфере образования к странам-участникам «процесса». В России присоединение к болонской системе вызвало много критики.
«Советская система образования выверялась десятилетиями и прекрасно функционировала. Это был завышенный уровень образования, дававший широкий обзор знаний во всех сферах», – рассказал РБК daily председатель партии «Союз людей за образование и науку» Вячеслав Игрунов. Этот уровень, по его словам, необходим сейчас для развития страны во всех отношениях.
Однако именно сейчас эксперты все чаще говорят о серьезном падении качества обучения в российских вузах. Минобрнауки уверяет, что двухуровневая система образования – единственный выход из «тяжелого положения». Эксперты считают иначе. По их мнению, разделение на два уровня существенно снизит требования к первому из них, что при продолжении обучения на второй ступени затормозит процесс и снизит уровень обучения специалистов.
Согласно Болонской конвенции, страны-участники не обязаны менять систему образования, достаточно привести свои программы в соответствие с международными стандартами. Однако активное лоббирование двухуровневой системы «сверху» беспокоит многих экспертов.
«Министерство образования хочет сократить свои затраты. Чем меньше лет учатся студенты, тем меньше денег тратит государство», – считает председатель Движения развития Юрий Крупнов. А по словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, двухуровневая система – это скрытый переход к платному образованию. «В магистратуре будет всего 20% бюджетных мест. Обучение обойдется бакалавру в круглую сумму. Не каждый сможет себе это позволить», – пояснил эксперт РБК daily.
Итогом реформы эксперты видят рынок труда, перенасыщенный бакалаврами – людьми с общим образованием, которые имеют поверхностное представление обо всем, не умеют ничего конкретного и не будут востребованы, что может привести к безработице.
Чтобы избежать краха российского образования и массовой безработицы в стране, по мнению экспертов, необходимо увеличить финансирование системы образования и решить проблему коррупции.
При этом ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук Сергей Гуриев не считает принятие Болонской системы катастрофой для российского образования. Однако панацеей это тоже не является, пишет газета «Ведомости».
Главным аргументом в пользу Болонского процесса Сергей Гуриев считает то, что тот лучше приспособлен к реалиям современного мира — быстрее меняющегося, менее предсказуемого. По его мнению, в новое время люди должны быть готовы к тому, что им придется переучиваться несколько раз.
«Не имеет смысла, - считает он, - заставлять 17-летнего подростка выбирать себе узкую специальность и изучать ее в течение пяти лет — и больше никогда не учиться. Гораздо разумнее дать ему широкое образование, которое позволит ему получить навыки, необходимые для получения более специального образования в дальнейшем. Он должен уметь анализировать информацию, учиться формулировать и отстаивать свои аргументы, уметь ставить задачу и проводить независимую исследовательскую работу. Он не должен заучивать тексты и формулы, а должен знать, где можно найти нужную ему информацию и как вывести эти формулы».
Магистратуру Сергей Гуриев называет специализированным образованием для более зрелых людей, которые уже лучше знают, чего хотят, людей, уже, возможно, получивших опыт работы в выбранной специальности. При этом, по его мнению, необходимо давать студентам возможность менять специальность и даже вуз при переходе из бакалавриата в магистратуру.
В целом, по его мнению, принятие двухуровневой системы образования — это шаг в правильном направлении. Он приведет, считает Гуриев, к необходимости внедрения независимой системы оценки при поступлении в магистратуру, что, в свою очередь, создаст механизм оценки качества обучения в магистратуре.
При этом принятие двухуровневой системы – только формальное изменение, которое сторонники Болонского процесса напрасно считают способным автоматически сделать российское высшее образование конкурентоспособным. Необходимо, считает Сергей Гуриев, улучшить содержание и качество обучения, что является делом прежде всего самих вузов.
Opec.ru, по материалам: РБКdaily, Ведомост
opec.ru/news_doc.asp?d_no=64540
Многие эксперты оценивают принятый документ как вредный для российской образовательной системы, способный привести к снижению уровня образования и в итоге к безработице, пишет «РБК daily».
Лоббисты нововведений сообщают, выпускники вузов будут получать дипломы международного образца, с которыми при желании смогут повышать свою квалификацию в зарубежных университетах. Такая система вводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.
Напомним, Болонский процесс начался в 1999 году. В итальянском городе Болонья 29 министерств европейских стран приняли решение привести свои системы образования к одному знаменателю и подписали конвенцию, которая ввела определенные требования в сфере образования к странам-участникам «процесса». В России присоединение к болонской системе вызвало много критики.
«Советская система образования выверялась десятилетиями и прекрасно функционировала. Это был завышенный уровень образования, дававший широкий обзор знаний во всех сферах», – рассказал РБК daily председатель партии «Союз людей за образование и науку» Вячеслав Игрунов. Этот уровень, по его словам, необходим сейчас для развития страны во всех отношениях.
Однако именно сейчас эксперты все чаще говорят о серьезном падении качества обучения в российских вузах. Минобрнауки уверяет, что двухуровневая система образования – единственный выход из «тяжелого положения». Эксперты считают иначе. По их мнению, разделение на два уровня существенно снизит требования к первому из них, что при продолжении обучения на второй ступени затормозит процесс и снизит уровень обучения специалистов.
Согласно Болонской конвенции, страны-участники не обязаны менять систему образования, достаточно привести свои программы в соответствие с международными стандартами. Однако активное лоббирование двухуровневой системы «сверху» беспокоит многих экспертов.
«Министерство образования хочет сократить свои затраты. Чем меньше лет учатся студенты, тем меньше денег тратит государство», – считает председатель Движения развития Юрий Крупнов. А по словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, двухуровневая система – это скрытый переход к платному образованию. «В магистратуре будет всего 20% бюджетных мест. Обучение обойдется бакалавру в круглую сумму. Не каждый сможет себе это позволить», – пояснил эксперт РБК daily.
Итогом реформы эксперты видят рынок труда, перенасыщенный бакалаврами – людьми с общим образованием, которые имеют поверхностное представление обо всем, не умеют ничего конкретного и не будут востребованы, что может привести к безработице.
Чтобы избежать краха российского образования и массовой безработицы в стране, по мнению экспертов, необходимо увеличить финансирование системы образования и решить проблему коррупции.
При этом ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук Сергей Гуриев не считает принятие Болонской системы катастрофой для российского образования. Однако панацеей это тоже не является, пишет газета «Ведомости».
Главным аргументом в пользу Болонского процесса Сергей Гуриев считает то, что тот лучше приспособлен к реалиям современного мира — быстрее меняющегося, менее предсказуемого. По его мнению, в новое время люди должны быть готовы к тому, что им придется переучиваться несколько раз.
«Не имеет смысла, - считает он, - заставлять 17-летнего подростка выбирать себе узкую специальность и изучать ее в течение пяти лет — и больше никогда не учиться. Гораздо разумнее дать ему широкое образование, которое позволит ему получить навыки, необходимые для получения более специального образования в дальнейшем. Он должен уметь анализировать информацию, учиться формулировать и отстаивать свои аргументы, уметь ставить задачу и проводить независимую исследовательскую работу. Он не должен заучивать тексты и формулы, а должен знать, где можно найти нужную ему информацию и как вывести эти формулы».
Магистратуру Сергей Гуриев называет специализированным образованием для более зрелых людей, которые уже лучше знают, чего хотят, людей, уже, возможно, получивших опыт работы в выбранной специальности. При этом, по его мнению, необходимо давать студентам возможность менять специальность и даже вуз при переходе из бакалавриата в магистратуру.
В целом, по его мнению, принятие двухуровневой системы образования — это шаг в правильном направлении. Он приведет, считает Гуриев, к необходимости внедрения независимой системы оценки при поступлении в магистратуру, что, в свою очередь, создаст механизм оценки качества обучения в магистратуре.
При этом принятие двухуровневой системы – только формальное изменение, которое сторонники Болонского процесса напрасно считают способным автоматически сделать российское высшее образование конкурентоспособным. Необходимо, считает Сергей Гуриев, улучшить содержание и качество обучения, что является делом прежде всего самих вузов.
Opec.ru, по материалам: РБКdaily, Ведомост
opec.ru/news_doc.asp?d_no=64540