Бронзовая политика
Почему спрос на бюсты Путина падает, а на церковные колокола — растет40 т колоколов собираются отлить на Московском автозаводе имени Лихачева в 2007 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Вера в Бога и любовь к президенту — два фактора, которые в последнее десятилетие мощно стимулировали российских литейщиков. Однако зарабатывать на Владимире Путине оказалось менее выгодно. В 2001 г. Кусинский литейно-машиностроительный завод в Челябинской области первым наладил выпуск металлических бюстов президента. Четыре года назад таким же образом попыталось спастись от банкротства армавирское предприятие “Армалит”. Сейчас оба завода от литья бюстов отказались. “Мы сняли их с производства пару лет назад, после претензий по поводу иконизации президента”, — говорит Валерий Веселовский, коммерческий директор Кусинского завода, когда-то успешно выпускавшего бюсты Ленина и Сталина. Не пошли продажи бюстов президента и у “Армалита”, говорят в отделе сбыта предприятия. Те, кому это было необходимо, закупились бюстами сразу, и спрос упал. Ну а сейчас, за год до окончания второго президентского срока, вообще почти исчез.
Ставка на вечные ценности оказалась дальновиднее. По словам гендиректора Самарского колокололитейного завода Александра Кошелева, в прошлом году колокола в России продавались по 500-550 руб. за 1 кг, сейчас расценки поднялись до 620 руб. “Спрос на церковные колокола давно превышает предложение”, — утверждает Кошелев.
Всего в России на колоколах специализируется с десяток фирм, которые в общей сложности выпускают порядка 500 т церковных колоколов в год — от малых зазвонных (весом от 4 кг) до тяжелых благовестников весом до 72 т. Современные бронзовые благовестники на 80% состоят из меди и на 20% — из олова. Причем медный лом производители не любят, предпочитая ту же чистоту металла, что и Лондонская биржа.
Цены на готовые колокола варьируются в зависимости от сложности заказа, лояльности клиентов и пожеланий. Кому важен звук, кому — размер, кому — изображения на поверхности. Чистотой звука церковных колоколов специально занимается Общество древнерусской музыкальной культуры (ОДМК), работающее на площадях ЗИЛа, который автомобилей уже почти не выпускает, зато вовсю льет колокола. На работу в ОДМК перешли бывшие специалисты бюро виброакустики ЗИЛа, чьи услуги по уменьшению шумности автомобилей и холодильников не востребованы с начала 1990-х. Совершенства колокольного звучания в ОДМК пытаются достичь с помощью новейших компьютерных программ. Несмотря на технический прогресс, специалисты признаются, что со звуком случаются промашки. Тогда колокол “настраивают”, подрезая его изнутри до нужной толщины. Новый бизнес ЗИЛа идет в гору. До дефолта 1998 г. компания выпускала по 4-5 т колоколов в год, сразу после кризиса — 500-600 кг в год, в прошлом году на ЗИЛе отлили 20 т колоколов, а в этом заказов вдвое больше.
В ОДМК полагают, что спрос на колокола растет по той же причине, по какой падает на бюсты президента, — из-за грядущих выборов. “Много богатых спонсоров, — говорит сотрудник общества. — Политики и бизнесмены стремятся показать лояльность церкви и охотнее финансируют восстановление памятников архитектуры”. Недостатка в заказчиках у зиловских знатоков акустики больше нет. Они выполнили целый ряд престижных проектов. В частности, на ЗИЛе были отлиты колокола для храма Христа Спасителя в Москве, Троице-Сергиевой лавры, храма Великомученицы Екатерины в Риме, наконец, именно зиловцам достался спецзаказ для церкви в Ново-Огареве — девять колоколов с изображениями ликов преподобной Марии Египетской, святой Екатерины, благоверного князя Владимира и святой мученицы Людмилы, княгини Чешской.
Анастасия Герасимова
Оксана Шевелькова
32 (73) 27 августа 2007
www.smoney.ru/article.shtml?2007/08/27/3667
Почему спрос на бюсты Путина падает, а на церковные колокола — растет40 т колоколов собираются отлить на Московском автозаводе имени Лихачева в 2007 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Вера в Бога и любовь к президенту — два фактора, которые в последнее десятилетие мощно стимулировали российских литейщиков. Однако зарабатывать на Владимире Путине оказалось менее выгодно. В 2001 г. Кусинский литейно-машиностроительный завод в Челябинской области первым наладил выпуск металлических бюстов президента. Четыре года назад таким же образом попыталось спастись от банкротства армавирское предприятие “Армалит”. Сейчас оба завода от литья бюстов отказались. “Мы сняли их с производства пару лет назад, после претензий по поводу иконизации президента”, — говорит Валерий Веселовский, коммерческий директор Кусинского завода, когда-то успешно выпускавшего бюсты Ленина и Сталина. Не пошли продажи бюстов президента и у “Армалита”, говорят в отделе сбыта предприятия. Те, кому это было необходимо, закупились бюстами сразу, и спрос упал. Ну а сейчас, за год до окончания второго президентского срока, вообще почти исчез.
Ставка на вечные ценности оказалась дальновиднее. По словам гендиректора Самарского колокололитейного завода Александра Кошелева, в прошлом году колокола в России продавались по 500-550 руб. за 1 кг, сейчас расценки поднялись до 620 руб. “Спрос на церковные колокола давно превышает предложение”, — утверждает Кошелев.
Всего в России на колоколах специализируется с десяток фирм, которые в общей сложности выпускают порядка 500 т церковных колоколов в год — от малых зазвонных (весом от 4 кг) до тяжелых благовестников весом до 72 т. Современные бронзовые благовестники на 80% состоят из меди и на 20% — из олова. Причем медный лом производители не любят, предпочитая ту же чистоту металла, что и Лондонская биржа.
Цены на готовые колокола варьируются в зависимости от сложности заказа, лояльности клиентов и пожеланий. Кому важен звук, кому — размер, кому — изображения на поверхности. Чистотой звука церковных колоколов специально занимается Общество древнерусской музыкальной культуры (ОДМК), работающее на площадях ЗИЛа, который автомобилей уже почти не выпускает, зато вовсю льет колокола. На работу в ОДМК перешли бывшие специалисты бюро виброакустики ЗИЛа, чьи услуги по уменьшению шумности автомобилей и холодильников не востребованы с начала 1990-х. Совершенства колокольного звучания в ОДМК пытаются достичь с помощью новейших компьютерных программ. Несмотря на технический прогресс, специалисты признаются, что со звуком случаются промашки. Тогда колокол “настраивают”, подрезая его изнутри до нужной толщины. Новый бизнес ЗИЛа идет в гору. До дефолта 1998 г. компания выпускала по 4-5 т колоколов в год, сразу после кризиса — 500-600 кг в год, в прошлом году на ЗИЛе отлили 20 т колоколов, а в этом заказов вдвое больше.
В ОДМК полагают, что спрос на колокола растет по той же причине, по какой падает на бюсты президента, — из-за грядущих выборов. “Много богатых спонсоров, — говорит сотрудник общества. — Политики и бизнесмены стремятся показать лояльность церкви и охотнее финансируют восстановление памятников архитектуры”. Недостатка в заказчиках у зиловских знатоков акустики больше нет. Они выполнили целый ряд престижных проектов. В частности, на ЗИЛе были отлиты колокола для храма Христа Спасителя в Москве, Троице-Сергиевой лавры, храма Великомученицы Екатерины в Риме, наконец, именно зиловцам достался спецзаказ для церкви в Ново-Огареве — девять колоколов с изображениями ликов преподобной Марии Египетской, святой Екатерины, благоверного князя Владимира и святой мученицы Людмилы, княгини Чешской.
Анастасия Герасимова
Оксана Шевелькова
32 (73) 27 августа 2007
www.smoney.ru/article.shtml?2007/08/27/3667