Стоп, машина
Суперагент Джейсон Борн закончил путь к себе
Олег Зинцов
Ведомости
22.08.2007, №156 (1930)“Ультиматум Борна” (The Bourne Ultimatum) не дает зрителю передышки. К третьей, финальной серии неуловимый суперагент с провалами в памяти достиг совершенства компьютера, просчитывающего действия противника на десять шагов вперед. Идеальная машина с невозмутимым и чуть растерянным лицом Мэтта Дэймона безупречно отработала свой гарантийный срок.
Кажется, что по сути “Ультиматум Борна” ничего не добавляет к предыдущим двум сериям: в “Идентификации Борна” и “Превосходстве Борна” было рассказано все. Фильм Дуга Лимана был о том, как выловленная рыбаками в океане машина для убийства пытается стать человеком. Во второй серии сменивший Лимана Пол Гринграсс исходил из того, что прошлое невозможно просто обнулить: мало вспомнить, надо научиться прощать и просить прощения. У автора романов о Борне Роберта Ладлэма мир жил по шпионским правилам, но в кино потерявший память агент оказался в другой эпохе, где нет противостояния сверхдержав, зато есть люди, в которых гудит глубоко личное эхо войны. Это на Западе Джейсон Борн числился конкурентом Джеймса Бонда. У нас-то в нем быстро опознали сводного брата Данилы Багрова, еще по мешковатому свитеру и попытке закосить под студента в первой серии. А уж когда в “Превосходстве” Борн разыскал в московской спальной многоэтажке Оксану Акиньшину, стало кристально ясно: наш человек, разве что “Наутилус” не слушает.
Жаль, к финальной части это нечаянное сходство почти забылось, даром что начинается “Ультиматум” опять в Москве, где снятый дрожащей ручной камерой Борн двумя-тремя экономными ударами раскладывает на заплеванном полу “обезьянника” каких-то статистов в милицейских ушанках.
После love story в “Идентификации Борна” и мести за погибшую подругу в “Превосходстве Борна” ресурс мелодраматизма в киносериале иссяк. И оставшийся у станка Пол Гринграсс сделал ставку на чистую технологичность.
В смысле зрелищности “Ультиматум Борна” — самый мощный фильм трилогии. В кадре мелькают Москва, Париж, Лондон, Мадрид, Танжер, Нью-Йорк, успевая насытить глаз местным колоритом, идеально вписанным в канву трюков и погонь. Сколько там сейчас в кассе? $164 млн? Каждый цент здесь честно заработан. Купив билет, вы получаете шпионский боевик, не подмоченный ни единой слезинкой, живинкой, человечинкой. Железная схема. В “Идентификации Борна” старенький шустрый Mini Франки Потенте служил и главным героем остроумно разыгранной уличной погони, и отправной точной романтической истории. В новом фильме Volkswagen Golf GTI и его хозяйка (Джулия Стайлз) равно утилитарны. Спасибо, дорогая, мы очень быстро доехали. Зато сцена охоты спецслужб за Борном на лондонском вокзале Ватерлоо снята с нечеловеческим совершенством: Гринграсс — не просто полновластный хозяин этого мира; кажется, он позволяет увидеть его с точки зрения вечности, охватить разом миллион деталей, насытив ими все жадные микроны зрительской сетчатки.
Прочтем это так: ничто не останется скрытым. Даже если сверхскоростной боевик не дает опомниться и задать самый простой вопрос: что теперь-то нужно Борну? Он вспомнил почти все, но вот это “почти” не дает ему покоя. И это не хичкоковский “макгаффин”, пустышка, двигающая фабулу. “Ультиматум Борна” — картина про мифологический фундамент, на котором построена вся шпионская трилогия. Причем Гринграсс обходится безо всякого кокетства. Все очевидно, все в лоб.
Поэтому так важны здесь фигуры символических “матери” (Памела Лэнди, единственная среди высоких чинов ЦРУ, кому Борн может доверять) и “отца” (сыгранный Альбертом Финни доктор Хирш, который сделал Борна тем, кто он есть).
Поэтому, несмотря на всю географическую чехарду, так строго выдержана одна сюжетная линия. Ни на что не отвлекаясь, Борн идет к единственной заложенной в нем цели: узнать о себе все. Архаический сюжет всего лишь в очередной раз помещен в мир, где место оракула занял Google. Фраза Борхеса о том, что историй всего четыре, цитируется слишком часто, но что поделать: миф об Эдипе и боевик про Борна и впрямь одна история. Номер три.
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...
Суперагент Джейсон Борн закончил путь к себе
Олег Зинцов
Ведомости
22.08.2007, №156 (1930)“Ультиматум Борна” (The Bourne Ultimatum) не дает зрителю передышки. К третьей, финальной серии неуловимый суперагент с провалами в памяти достиг совершенства компьютера, просчитывающего действия противника на десять шагов вперед. Идеальная машина с невозмутимым и чуть растерянным лицом Мэтта Дэймона безупречно отработала свой гарантийный срок.
Кажется, что по сути “Ультиматум Борна” ничего не добавляет к предыдущим двум сериям: в “Идентификации Борна” и “Превосходстве Борна” было рассказано все. Фильм Дуга Лимана был о том, как выловленная рыбаками в океане машина для убийства пытается стать человеком. Во второй серии сменивший Лимана Пол Гринграсс исходил из того, что прошлое невозможно просто обнулить: мало вспомнить, надо научиться прощать и просить прощения. У автора романов о Борне Роберта Ладлэма мир жил по шпионским правилам, но в кино потерявший память агент оказался в другой эпохе, где нет противостояния сверхдержав, зато есть люди, в которых гудит глубоко личное эхо войны. Это на Западе Джейсон Борн числился конкурентом Джеймса Бонда. У нас-то в нем быстро опознали сводного брата Данилы Багрова, еще по мешковатому свитеру и попытке закосить под студента в первой серии. А уж когда в “Превосходстве” Борн разыскал в московской спальной многоэтажке Оксану Акиньшину, стало кристально ясно: наш человек, разве что “Наутилус” не слушает.
Жаль, к финальной части это нечаянное сходство почти забылось, даром что начинается “Ультиматум” опять в Москве, где снятый дрожащей ручной камерой Борн двумя-тремя экономными ударами раскладывает на заплеванном полу “обезьянника” каких-то статистов в милицейских ушанках.
После love story в “Идентификации Борна” и мести за погибшую подругу в “Превосходстве Борна” ресурс мелодраматизма в киносериале иссяк. И оставшийся у станка Пол Гринграсс сделал ставку на чистую технологичность.
В смысле зрелищности “Ультиматум Борна” — самый мощный фильм трилогии. В кадре мелькают Москва, Париж, Лондон, Мадрид, Танжер, Нью-Йорк, успевая насытить глаз местным колоритом, идеально вписанным в канву трюков и погонь. Сколько там сейчас в кассе? $164 млн? Каждый цент здесь честно заработан. Купив билет, вы получаете шпионский боевик, не подмоченный ни единой слезинкой, живинкой, человечинкой. Железная схема. В “Идентификации Борна” старенький шустрый Mini Франки Потенте служил и главным героем остроумно разыгранной уличной погони, и отправной точной романтической истории. В новом фильме Volkswagen Golf GTI и его хозяйка (Джулия Стайлз) равно утилитарны. Спасибо, дорогая, мы очень быстро доехали. Зато сцена охоты спецслужб за Борном на лондонском вокзале Ватерлоо снята с нечеловеческим совершенством: Гринграсс — не просто полновластный хозяин этого мира; кажется, он позволяет увидеть его с точки зрения вечности, охватить разом миллион деталей, насытив ими все жадные микроны зрительской сетчатки.
Прочтем это так: ничто не останется скрытым. Даже если сверхскоростной боевик не дает опомниться и задать самый простой вопрос: что теперь-то нужно Борну? Он вспомнил почти все, но вот это “почти” не дает ему покоя. И это не хичкоковский “макгаффин”, пустышка, двигающая фабулу. “Ультиматум Борна” — картина про мифологический фундамент, на котором построена вся шпионская трилогия. Причем Гринграсс обходится безо всякого кокетства. Все очевидно, все в лоб.
Поэтому так важны здесь фигуры символических “матери” (Памела Лэнди, единственная среди высоких чинов ЦРУ, кому Борн может доверять) и “отца” (сыгранный Альбертом Финни доктор Хирш, который сделал Борна тем, кто он есть).
Поэтому, несмотря на всю географическую чехарду, так строго выдержана одна сюжетная линия. Ни на что не отвлекаясь, Борн идет к единственной заложенной в нем цели: узнать о себе все. Архаический сюжет всего лишь в очередной раз помещен в мир, где место оракула занял Google. Фраза Борхеса о том, что историй всего четыре, цитируется слишком часто, но что поделать: миф об Эдипе и боевик про Борна и впрямь одна история. Номер три.
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...