Александр Линников: Банки подвергаются неадекватным санкциям за мелкие нарушения, в которых они не виноваты Александр Сергеевич, 7 августа исполняется шесть лет с момента подписания Президентом РФ Владимиром Путиным Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» С какими проблемами в практике применения Закона приходится сталкиваться? И каковы перспективы развития системы противодействия легализации преступных доходов?
К настоящему времени в России сформирована целостная система противодействия отмыванию нелегальных доходов и финансирования терроризма (в профессиональной среде – «ПОД/ФТ»), которая обеспечивает исполнение Закона. Правда, действует она не всегда так, как хотелось бы.
Несомненно, информационно-аналитическая система, то есть система сбора информации, позволяющая отслеживать сомнительные финансовые операции, действует слаженно и весьма успешно. Так, за несколько месяцев 2007 года в Росфинмониторинг поступило более 2 миллионов сообщений, из них 1,5 миллиона сами банки квалифицировали как подозрительные. Также следует отметить качество работы системы реагирования на подозрительные финансовые операции. В 2006 году проведено около 8 тысяч финансовых расследований – на треть больше, чем в 2005 году, и вдвое больше, чем в 2004 году. Это показательно – качество системы противодействия отмыванию доходов неуклонно растет. Очевидно, в ближайшее время показатели раскрытия сомнительных сделок и финансовых операций пойдут на спад. Как показывает мировая практика, в государстве, где система защиты от серых доходов и финансовых пирамид неуязвима, мошенники постепенно сворачивают свою деятельность.
Вместе с тем динамика количества отозванных банковских лицензий (25 с начала 2007 года и 60 в 2006 г.) говорит не только о стабильности системы, но и о сравнительном бездействии регулирующих органов в части профилактики нарушений.
Главная проблема, которую фиксируют в профессиональном сообществе, заключается в том, что банки подвергаются неадекватным санкциям за мелкие нарушения, в которых они к тому же зачастую не виноваты. Например, есть такое профессиональное выражение (ни в каком законе не сформулированное) – «отбраковка». Банки ежедневно по электронной почте направляют информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Эти уведомления не всегда выполнены в нужном формате. Случается так, что система их «отбраковывает» и возвращает отправителю. В этом случае оказывается, что банк нарушил закон – вовремя не проинформировал контролирующие инстанции о совершенной операции. И подобное нарушение приравнивается к «отмыванию» денег или финансированию терроризма.
Правда, нужно отметить, что число «отбраковок» в России неизменно сокращается: в 2005 году в общем числе сообщений отбракованные составляли около 5%, в 2006 году – немногим более одного процента, а в первом квартале этого года – 0,6%. Но сути дела это не меняет – «дыры» в законе быть не должно. Нам нужна предельная четкость формулировок закона. Если они допускают разночтения, это ведет к формализму и бюрократическому произволу. Должна существовать своего рода шкала нарушений банками нормативных положений системы ПОД/ФТ. И каждому нарушению должны соответствовать определенные санкции.
Осенью этого года России предстоит пройти 3-й раунд оценки соответствия национальной российской системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма стандартам Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). В рамках раунда будет оцениваться не только формальное соответствие организационно-правовых основ национальной системы Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность реализации этих Рекомендаций на всех уровнях системы: в финансовых организациях, Росфинмониторинге, надзорных, правоохранительных и судебных органах. Успешное завершение этого раунда станет свидетельством того, что Российская Федерация движется в верном направлении и уже достигла на этом пути серьезных результатов. При этом руководство Росфинмониторинга ответственно заявляет, что наша страна готова к любым, самым строгим проверкам. Не вижу оснований сомневаться в этих словах.
Безусловно, российская система ПОД/ФТ далеко не идеальна, но в основе своей она выстроена верно и действует стабильно. Впрочем, в нее еще предстоит внести много корректив и, прежде всего, избавить российское банковское сообщество от мелочной опеки со стороны надзорных органов. Это сделает систему противодействия отмыванию нелегальных доходов гораздо более эффективной.
31 июля 2007
Линников Александр Сергеевич
opec.ru/comment_doc.asp?d_no=63881
К настоящему времени в России сформирована целостная система противодействия отмыванию нелегальных доходов и финансирования терроризма (в профессиональной среде – «ПОД/ФТ»), которая обеспечивает исполнение Закона. Правда, действует она не всегда так, как хотелось бы.
Несомненно, информационно-аналитическая система, то есть система сбора информации, позволяющая отслеживать сомнительные финансовые операции, действует слаженно и весьма успешно. Так, за несколько месяцев 2007 года в Росфинмониторинг поступило более 2 миллионов сообщений, из них 1,5 миллиона сами банки квалифицировали как подозрительные. Также следует отметить качество работы системы реагирования на подозрительные финансовые операции. В 2006 году проведено около 8 тысяч финансовых расследований – на треть больше, чем в 2005 году, и вдвое больше, чем в 2004 году. Это показательно – качество системы противодействия отмыванию доходов неуклонно растет. Очевидно, в ближайшее время показатели раскрытия сомнительных сделок и финансовых операций пойдут на спад. Как показывает мировая практика, в государстве, где система защиты от серых доходов и финансовых пирамид неуязвима, мошенники постепенно сворачивают свою деятельность.
Вместе с тем динамика количества отозванных банковских лицензий (25 с начала 2007 года и 60 в 2006 г.) говорит не только о стабильности системы, но и о сравнительном бездействии регулирующих органов в части профилактики нарушений.
Главная проблема, которую фиксируют в профессиональном сообществе, заключается в том, что банки подвергаются неадекватным санкциям за мелкие нарушения, в которых они к тому же зачастую не виноваты. Например, есть такое профессиональное выражение (ни в каком законе не сформулированное) – «отбраковка». Банки ежедневно по электронной почте направляют информацию о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Эти уведомления не всегда выполнены в нужном формате. Случается так, что система их «отбраковывает» и возвращает отправителю. В этом случае оказывается, что банк нарушил закон – вовремя не проинформировал контролирующие инстанции о совершенной операции. И подобное нарушение приравнивается к «отмыванию» денег или финансированию терроризма.
Правда, нужно отметить, что число «отбраковок» в России неизменно сокращается: в 2005 году в общем числе сообщений отбракованные составляли около 5%, в 2006 году – немногим более одного процента, а в первом квартале этого года – 0,6%. Но сути дела это не меняет – «дыры» в законе быть не должно. Нам нужна предельная четкость формулировок закона. Если они допускают разночтения, это ведет к формализму и бюрократическому произволу. Должна существовать своего рода шкала нарушений банками нормативных положений системы ПОД/ФТ. И каждому нарушению должны соответствовать определенные санкции.
Осенью этого года России предстоит пройти 3-й раунд оценки соответствия национальной российской системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма стандартам Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). В рамках раунда будет оцениваться не только формальное соответствие организационно-правовых основ национальной системы Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность реализации этих Рекомендаций на всех уровнях системы: в финансовых организациях, Росфинмониторинге, надзорных, правоохранительных и судебных органах. Успешное завершение этого раунда станет свидетельством того, что Российская Федерация движется в верном направлении и уже достигла на этом пути серьезных результатов. При этом руководство Росфинмониторинга ответственно заявляет, что наша страна готова к любым, самым строгим проверкам. Не вижу оснований сомневаться в этих словах.
Безусловно, российская система ПОД/ФТ далеко не идеальна, но в основе своей она выстроена верно и действует стабильно. Впрочем, в нее еще предстоит внести много корректив и, прежде всего, избавить российское банковское сообщество от мелочной опеки со стороны надзорных органов. Это сделает систему противодействия отмыванию нелегальных доходов гораздо более эффективной.
31 июля 2007
Линников Александр Сергеевич
opec.ru/comment_doc.asp?d_no=63881