Мария Добрякова: "Советские" традиции сайтостроения и пути их преодоления Мария Сергеевна, как вы оцениваете уровень научно-образовательного сегмента российского Интернета? Насколько он отличается от мирового?
По ряду общественных наук у нас есть хорошие порталы, и мне кажется, что они не хуже западных по этой же тематике. Если говорить о ресурсах, можно вспомнить наш образовательный портал (www.ecsocman.edu.ru). Есть и частные инициативы, часто исходящие от маркетинговых и аналитических компаний.
Например, корпоративный сайт Фонда «Общественное мнение» (www.fom.ru), на котором много полезной информации для социологов.
Что касается сайтов организаций, то тут дела обстоят гораздо хуже, и особенно тяжелое положение с вузовскими порталами.
А чем сайты наших вузов отличаются от западных?
Первая страница западных университетов обычно маленькая, компактная, без прокрутки. Казалось бы, сугубо дизайнерская вещь, но, с другой стороны, в этом выражается способность организации сгруппировать всю информацию о себе в небольшое количество пунктов, с помощью которых каждый легко может найти то, что нужно. А у нас как откроешь – в большинстве случаев наткнешься на «простыню».
На сайтах российских вузов, как правило, очень скудная информация. Можно лишь узнать, кто ректор, кто его замы. Новостей практически нет, мало что обновляется. Сайтов, которые лично мне кажутся выдающимися, единицы. Мне, например, нравится сайт МГИМО (www.mgimo.ru), там хорошая страница для абитуриентов. Но большинство порталов вузов все же выполнены в обычных «советских» традициях.
Когда задумывался сайт Высшей школы экономики, ставилась цель приблизиться к иностранным образцам?
В общем, да. Вышка в принципе ориентирована даже не на западный, а на международный стандарт. Мы ведь претендуем на то, чтобы давать образование, которое котируется независимо от страны, потому и сайт должен быть соответствующим. Но на практике пока к этой цели мы только приближаемся. Исторически сайтом занималось множество разных людей, первая информация появилась на нем в 1994 году, т.е. довольно давно. Сначала сайт был совсем маленьким, потом рос, рос, рос. Если посмотреть архив новостей, можно заметить: поначалу появлялись десятки сообщений в год, а сейчас - десятки в месяц.
Наш портал похож на западные: общая входная страница, унифицированная ключевая информация об университете. Когда идешь глубже, появляются различия. Общая политика, конечно, есть, но должны быть и возможности для самореализации и для творчества сотрудников подразделений.
Однако сейчас, как я понимаю, hse.ru - это разрозненный конгломерат разных страничек с разными адресами. К какой структуре планируется его привести в будущем?
Да, сейчас наш сайт похож на письмо, которое писали Шарик и Кот Матроскин - один начал, другой продолжил, в итоге получилась некая каша, которая вроде бы «встроена» в одно письмо. Это у нас вызвано и тем, что, повторюсь, порталом руководили разные люди, и тем, что подразделения разные – одни активные, другие менее активные, одни желают создавать свое, а других из-под палки не заставишь сделать какой-то минимум.
А что вы используете в виде «палки»? И взаимосвязаны ли качество и продуктивность научной работы со стремлением оперативно и адекватно освещать ее в Интернете?
Ну, «палка» - это все-таки чересчур резкая формулировка. Прежде всего, мы уважаем наших коллег и надеемся на их добрую волю, основанную на здоровой рациональности (и исходим из представления, что иметь в Интернете адекватную страницу о себе – рационально). В конце концов, мы же делаем одно дело – университет. А стремление к здоровой рациональности подкрепляем формальными регламентами, распоряжениями ректора.
Что касается освещения научной работы, то здесь у нас разделение труда: исследованиями занимаются одни, а описывают их деятельность для нашей новостной ленты чаще всего другие. В таком подходе есть минусы: сотрудник новостной службы не может быть специалистом по всем предметам, соответственно его репортажи порой не отличаются глубиной. Научные же сотрудники предметом владеют, но не всегда могут написать так, чтобы текст был понятен любому, кто заглянет на наш портал.
Насколько широкую свободу вы готовы предоставить подразделениям? Могут ли они, например, создавать свой дизайн?
Не думаю, что мы должны кому-то в этом препятствовать. Дирекция по порталам предлагает другим подразделениям разные возможности – и дизайнерские, и технические, чтобы люди могли строить то, что они хотят. Если подразделения воспользуются тем, что мы им предложили, нам потом проще будет связывать страницы технически и добавлять такие функции, которые абсолютно необходимы, типа сквозного поиска. А если каждый начнет строить свое, со своим хостингом, потеряется контакт с разработчиками и с порталом трудно будет сделать что-либо конструктивное.
Основные блоки, из которых строится портал, это кафедры и лаборатории?
По образованию – да, это факультеты и кафедры, по науке – это институты, лаборатории и научные центры. Все это дополняется общими информационными страницами про университет.
Какая информация должна быть на хорошей странице кафедры?
В общем виде - кто там работает, чем эти люди примечательны, список сотрудников. Очень важно, чтобы на странице кафедры была информация об учебных курсах, которые сотрудники этой кафедры читают, причем с полными текстами программ. Кроме того, мы исследовательский университет, для нас важна научная работа, которая ведется на кафедре.
Я слышал, что существует даже специальное распоряжение ректора, по которому каждый сотрудник обязан предоставить для размещения на сайте свою фотографию и контактные данные…
Да, такое распоряжение есть. Не скажу точно, есть ли в нем конкретный список того, что должен сообщить о себе каждый сотрудник, но кафедральные координаты точно должны быть (адрес, рабочий телефон, e-mail). И фото, конечно, обязательно. Мы разместили информацию почти обо всех. Пробелы возникают, только если человек пришел в Вышку недавно.
Есть ли смысл в размещении публикаций сотрудников в открытом доступе?
На корпоративном портале Высшей школы экономики размещены наши препринты на русском и английском языках, на образовательном портале – многие из книг, изданных в Издательском доме ГУ-ВШЭ. Что касается размещения текстов в открытом доступе на странице подразделения, то это остается целиком на усмотрение автора.
Сейчас наш основной ресурс для размещения полных текстов – это скорее образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту (ecsocman.edu.ru): там уже есть и множество полнотекстовых книг, и так называемый журнальный зал, в котором собраны ведущие российские журналы по экономике, социологии и менеджменту.
Что такое образовательный портал? Структурно корпоративный и образовательный портал сейчас почти никак не связаны. Образовательный портал – федеральный проект, Высшая школа экономики - его основной разработчик с 2002 г. Наша цель – чтобы на образовательном портале присутствовали все материалы, релевантные для образовательного процесса на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, отчасти старших классов по профильным тематикам. Причем это не просто некая библиотека, аналог www.arXiv.org для гуманитариев-общественников, а специализированный путеводитель по образовательным продуктам. У нас есть учебные программы, методические материалы, а также просто аннотации ресурсов, которые находятся где-то вовне. Человек, который ищет что-то через Google или Яndex, может утонуть в куче ссылок, не разобравшись, что там хорошо, а что плохо. Поэтому мы предлагаем качественный отбор нужных ресурсов и комментируем, где и что особенно полезно.
Вернемся все же к порталу ГУ-ВШЭ. Кто конкретно размещает на нем информацию?
В Высшей школе экономики назначают ответственных на уровне подразделений (кафедр, лабораторий и т.д.), это распределенная система. Иначе просто невозможно, не хватит ничьих сил. Мы этим ответственным помогаем. Плюс на нашей совести создание и обновление всех страниц, которые касаются Вышки в целом.
Не возникает ли проблем с обучением столь большого числа людей навыкам размещения информации в сети?
Мы стараемся технически упростить систему настолько, чтобы это мог делать любой человек, который ничего в технологиях не понимает, просто умеет пользоваться компьютером.
В своей статье на портале STRF я предположил, что для сайтов институтов Академии наук (а основные фундаментальные исследования по-прежнему сосредоточены именно в ней) можно было бы создать типовую систему управления контентом, обучив пользоваться ею отдельных представителей лабораторий. Учитывая ваш опыт, возможно ли внедрение такой унифицированной системы?
Даже у нас в Высшей школе экономики (т.е. в пределах одной организации) единой системы пока нет. А единая система для разных организаций - это, по-моему, вообще нереально. Хороший пример – образовательный портал. Он создавался по заказу Министерства образования Российской Федерации в одном проекте с похожими порталами по другим темам, в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". В октябре 2002 года пришли деньги, и нужно было до января, за два месяца, построить некую основу портала. Так вот даже тогда не было предложено единой технологии для наполнения контентом, каждая группа делала, как могла.
Мне кажется, что предложить такую систему, конечно, можно, но далеко не всем она понравится. Например, мы предлагаем нашим подразделениям конструктор для редактирования страничек, одни говорят: «Ура!», другие: «Фу, мы сами лучше сделаем!». Думаю, с единой системой возникнет примерно та же ситуация, только ни у кого не будет рычагов воздействия, тогда как в пределах одной организации они есть. Так что я считаю, что это утопия.
Сейчас большинство сайтов тех же НИИ сделано самими учеными, сотрудниками. Приемлемо ли это?
Тут все индивидуально.. Иной раз сделанное своими руками получается по качеству лучше, чем слепленное где-то на стороне. Вы заказываете, вам делает студент-третьекурсник; может сделать ерунду, а может – что-то гениальное. При этом то, что вы обратились в какую-нибудь супердорогую фирму, совершенно не означает, что сделают хорошо. Мы, например, работали со студией Лебедева, и я абсолютно недовольна ими: самомнения много, а толку мало.
Какая доля информации на сайте вуза должна быть переведена на английский язык и как этот перевод лучше всего осуществлять?
Здесь, пожалуй, два подхода. Первый – переводить все целиком. Второй – переводить только то, что релевантно для иностранцев. Причем во втором случае даже не просто выбирать релевантное из имеющегося на русском и переводить, но специально готовить материалы, которые будут полезны зарубежным коллегам, и подавать их в привычном им формате. Преимущество первого подхода в том, что таким образом мы не ограничиваем рамки и не строим догадок о том, что полезно иностранным коллегам, а что – нет, позволяем им самим решать. Но такой путь и чрезвычайно трудозатратен. Вполне очевидно, что если уж переводить, то на хороший английский (желательно, чтобы тексты просматривались носителем языка). В Вышке этот механизм пока не отлажен, но мы считаем развитие англоязычной части портала одной из наших первоочередных задач.
Добрякова Мария Сергеевна
opec.ru/comment_doc.asp?d_no=63922
По ряду общественных наук у нас есть хорошие порталы, и мне кажется, что они не хуже западных по этой же тематике. Если говорить о ресурсах, можно вспомнить наш образовательный портал (www.ecsocman.edu.ru). Есть и частные инициативы, часто исходящие от маркетинговых и аналитических компаний.
Например, корпоративный сайт Фонда «Общественное мнение» (www.fom.ru), на котором много полезной информации для социологов.
Что касается сайтов организаций, то тут дела обстоят гораздо хуже, и особенно тяжелое положение с вузовскими порталами.
А чем сайты наших вузов отличаются от западных?
Первая страница западных университетов обычно маленькая, компактная, без прокрутки. Казалось бы, сугубо дизайнерская вещь, но, с другой стороны, в этом выражается способность организации сгруппировать всю информацию о себе в небольшое количество пунктов, с помощью которых каждый легко может найти то, что нужно. А у нас как откроешь – в большинстве случаев наткнешься на «простыню».
На сайтах российских вузов, как правило, очень скудная информация. Можно лишь узнать, кто ректор, кто его замы. Новостей практически нет, мало что обновляется. Сайтов, которые лично мне кажутся выдающимися, единицы. Мне, например, нравится сайт МГИМО (www.mgimo.ru), там хорошая страница для абитуриентов. Но большинство порталов вузов все же выполнены в обычных «советских» традициях.
Когда задумывался сайт Высшей школы экономики, ставилась цель приблизиться к иностранным образцам?
В общем, да. Вышка в принципе ориентирована даже не на западный, а на международный стандарт. Мы ведь претендуем на то, чтобы давать образование, которое котируется независимо от страны, потому и сайт должен быть соответствующим. Но на практике пока к этой цели мы только приближаемся. Исторически сайтом занималось множество разных людей, первая информация появилась на нем в 1994 году, т.е. довольно давно. Сначала сайт был совсем маленьким, потом рос, рос, рос. Если посмотреть архив новостей, можно заметить: поначалу появлялись десятки сообщений в год, а сейчас - десятки в месяц.
Наш портал похож на западные: общая входная страница, унифицированная ключевая информация об университете. Когда идешь глубже, появляются различия. Общая политика, конечно, есть, но должны быть и возможности для самореализации и для творчества сотрудников подразделений.
Однако сейчас, как я понимаю, hse.ru - это разрозненный конгломерат разных страничек с разными адресами. К какой структуре планируется его привести в будущем?
Да, сейчас наш сайт похож на письмо, которое писали Шарик и Кот Матроскин - один начал, другой продолжил, в итоге получилась некая каша, которая вроде бы «встроена» в одно письмо. Это у нас вызвано и тем, что, повторюсь, порталом руководили разные люди, и тем, что подразделения разные – одни активные, другие менее активные, одни желают создавать свое, а других из-под палки не заставишь сделать какой-то минимум.
А что вы используете в виде «палки»? И взаимосвязаны ли качество и продуктивность научной работы со стремлением оперативно и адекватно освещать ее в Интернете?
Ну, «палка» - это все-таки чересчур резкая формулировка. Прежде всего, мы уважаем наших коллег и надеемся на их добрую волю, основанную на здоровой рациональности (и исходим из представления, что иметь в Интернете адекватную страницу о себе – рационально). В конце концов, мы же делаем одно дело – университет. А стремление к здоровой рациональности подкрепляем формальными регламентами, распоряжениями ректора.
Что касается освещения научной работы, то здесь у нас разделение труда: исследованиями занимаются одни, а описывают их деятельность для нашей новостной ленты чаще всего другие. В таком подходе есть минусы: сотрудник новостной службы не может быть специалистом по всем предметам, соответственно его репортажи порой не отличаются глубиной. Научные же сотрудники предметом владеют, но не всегда могут написать так, чтобы текст был понятен любому, кто заглянет на наш портал.
Насколько широкую свободу вы готовы предоставить подразделениям? Могут ли они, например, создавать свой дизайн?
Не думаю, что мы должны кому-то в этом препятствовать. Дирекция по порталам предлагает другим подразделениям разные возможности – и дизайнерские, и технические, чтобы люди могли строить то, что они хотят. Если подразделения воспользуются тем, что мы им предложили, нам потом проще будет связывать страницы технически и добавлять такие функции, которые абсолютно необходимы, типа сквозного поиска. А если каждый начнет строить свое, со своим хостингом, потеряется контакт с разработчиками и с порталом трудно будет сделать что-либо конструктивное.
Основные блоки, из которых строится портал, это кафедры и лаборатории?
По образованию – да, это факультеты и кафедры, по науке – это институты, лаборатории и научные центры. Все это дополняется общими информационными страницами про университет.
Какая информация должна быть на хорошей странице кафедры?
В общем виде - кто там работает, чем эти люди примечательны, список сотрудников. Очень важно, чтобы на странице кафедры была информация об учебных курсах, которые сотрудники этой кафедры читают, причем с полными текстами программ. Кроме того, мы исследовательский университет, для нас важна научная работа, которая ведется на кафедре.
Я слышал, что существует даже специальное распоряжение ректора, по которому каждый сотрудник обязан предоставить для размещения на сайте свою фотографию и контактные данные…
Да, такое распоряжение есть. Не скажу точно, есть ли в нем конкретный список того, что должен сообщить о себе каждый сотрудник, но кафедральные координаты точно должны быть (адрес, рабочий телефон, e-mail). И фото, конечно, обязательно. Мы разместили информацию почти обо всех. Пробелы возникают, только если человек пришел в Вышку недавно.
Есть ли смысл в размещении публикаций сотрудников в открытом доступе?
На корпоративном портале Высшей школы экономики размещены наши препринты на русском и английском языках, на образовательном портале – многие из книг, изданных в Издательском доме ГУ-ВШЭ. Что касается размещения текстов в открытом доступе на странице подразделения, то это остается целиком на усмотрение автора.
Сейчас наш основной ресурс для размещения полных текстов – это скорее образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту (ecsocman.edu.ru): там уже есть и множество полнотекстовых книг, и так называемый журнальный зал, в котором собраны ведущие российские журналы по экономике, социологии и менеджменту.
Что такое образовательный портал? Структурно корпоративный и образовательный портал сейчас почти никак не связаны. Образовательный портал – федеральный проект, Высшая школа экономики - его основной разработчик с 2002 г. Наша цель – чтобы на образовательном портале присутствовали все материалы, релевантные для образовательного процесса на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, отчасти старших классов по профильным тематикам. Причем это не просто некая библиотека, аналог www.arXiv.org для гуманитариев-общественников, а специализированный путеводитель по образовательным продуктам. У нас есть учебные программы, методические материалы, а также просто аннотации ресурсов, которые находятся где-то вовне. Человек, который ищет что-то через Google или Яndex, может утонуть в куче ссылок, не разобравшись, что там хорошо, а что плохо. Поэтому мы предлагаем качественный отбор нужных ресурсов и комментируем, где и что особенно полезно.
Вернемся все же к порталу ГУ-ВШЭ. Кто конкретно размещает на нем информацию?
В Высшей школе экономики назначают ответственных на уровне подразделений (кафедр, лабораторий и т.д.), это распределенная система. Иначе просто невозможно, не хватит ничьих сил. Мы этим ответственным помогаем. Плюс на нашей совести создание и обновление всех страниц, которые касаются Вышки в целом.
Не возникает ли проблем с обучением столь большого числа людей навыкам размещения информации в сети?
Мы стараемся технически упростить систему настолько, чтобы это мог делать любой человек, который ничего в технологиях не понимает, просто умеет пользоваться компьютером.
В своей статье на портале STRF я предположил, что для сайтов институтов Академии наук (а основные фундаментальные исследования по-прежнему сосредоточены именно в ней) можно было бы создать типовую систему управления контентом, обучив пользоваться ею отдельных представителей лабораторий. Учитывая ваш опыт, возможно ли внедрение такой унифицированной системы?
Даже у нас в Высшей школе экономики (т.е. в пределах одной организации) единой системы пока нет. А единая система для разных организаций - это, по-моему, вообще нереально. Хороший пример – образовательный портал. Он создавался по заказу Министерства образования Российской Федерации в одном проекте с похожими порталами по другим темам, в рамках Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". В октябре 2002 года пришли деньги, и нужно было до января, за два месяца, построить некую основу портала. Так вот даже тогда не было предложено единой технологии для наполнения контентом, каждая группа делала, как могла.
Мне кажется, что предложить такую систему, конечно, можно, но далеко не всем она понравится. Например, мы предлагаем нашим подразделениям конструктор для редактирования страничек, одни говорят: «Ура!», другие: «Фу, мы сами лучше сделаем!». Думаю, с единой системой возникнет примерно та же ситуация, только ни у кого не будет рычагов воздействия, тогда как в пределах одной организации они есть. Так что я считаю, что это утопия.
Сейчас большинство сайтов тех же НИИ сделано самими учеными, сотрудниками. Приемлемо ли это?
Тут все индивидуально.. Иной раз сделанное своими руками получается по качеству лучше, чем слепленное где-то на стороне. Вы заказываете, вам делает студент-третьекурсник; может сделать ерунду, а может – что-то гениальное. При этом то, что вы обратились в какую-нибудь супердорогую фирму, совершенно не означает, что сделают хорошо. Мы, например, работали со студией Лебедева, и я абсолютно недовольна ими: самомнения много, а толку мало.
Какая доля информации на сайте вуза должна быть переведена на английский язык и как этот перевод лучше всего осуществлять?
Здесь, пожалуй, два подхода. Первый – переводить все целиком. Второй – переводить только то, что релевантно для иностранцев. Причем во втором случае даже не просто выбирать релевантное из имеющегося на русском и переводить, но специально готовить материалы, которые будут полезны зарубежным коллегам, и подавать их в привычном им формате. Преимущество первого подхода в том, что таким образом мы не ограничиваем рамки и не строим догадок о том, что полезно иностранным коллегам, а что – нет, позволяем им самим решать. Но такой путь и чрезвычайно трудозатратен. Вполне очевидно, что если уж переводить, то на хороший английский (желательно, чтобы тексты просматривались носителем языка). В Вышке этот механизм пока не отлажен, но мы считаем развитие англоязычной части портала одной из наших первоочередных задач.
Добрякова Мария Сергеевна
opec.ru/comment_doc.asp?d_no=63922