понедельник, 20 августа 2007
От редакции: Ученье — страх
20.08.2007, №154 (1928)Идея министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу застраховать в обязательном порядке жизнь и здоровье всех российских школьников выглядит привлекательной. Возникают вопросы к деталям.
Формально любой школьник вне зависимости от места получения травмы должен быть вылечен за счет фонда обязательного и (если платили родители) добровольного медстрахования. Шойгу имеет в виду другое: по его мнению, спецстрахование школьников даст дополнительные средства на обеспечение безопасности школ и дополнительный контроль (со стороны страховщиков).
Кто будет платить? Конституция гарантирует россиянам бесплатное образование, и согласно недавним поправкам в закон “Об образовании” обязательным является среднее образование. Страховые взносы родителей были бы нарушением закона. Кстати, министр Шойгу надеется, что обязательное страхование школьников упразднит практику школьных поборов с родителей. Не секрет, что “добровольно-принудительные” взносы родителей идут в том числе и на обеспечение безопасности школ.
В то же время, по словам представителей Минфина (см. статью на стр. Б3), деньги на финансирование школьной страховки в бюджет не заложены. А средства на школьную безопасность с трудом находятся местными бюджетами. То есть внедрение государственного школьного страхования потребует политических решений по использованию, например, средств Фонда будущих поколений.
По мнению экспертов, работающей была бы схема, когда государство гарантирует обязательный минимум, а за дополнительные риски пребывания детей в школе платят родители. В таком случае государство может просто перераспределить часть бюджетных средств в пользу страховки, а поборы с родителей будут легализованы — но, по крайней мере, они будут знать, на что идут деньги и кто за них отвечает.
Еще одна проблема: что будет гарантировать школьная страховка и как будет определяться наступление страхового случая? Будет ли она защищать детей от последствий терактов, или это будет названо “форс-мажорными обстоятельствами”, за которые никто, в том числе и уполномоченная государством страховая компания, не несет ответственности?
Примечательным является предложение одного из “силовых” министров ввести в систему безопасности школ рыночный институт страхования. После теракта в Беслане государство пошло на множество институциональных изменений с целью обеспечить безопасность населения. Однако постепенно забота о безопасности детей оказалась в значительной степени переложенной на родителей.
Кроме того, ежегодно в августе чиновники говорят о неготовности школ к учебному году. Сегодня в 58 683 государственных и муниципальных школах учатся 14,3 млн детей, в 719 негосударственных — 71 300. На 16 августа, по данным Роспотребнадзора, к учебному году готовы 34% школ, по данным МЧС, требования пожарной безопасности нарушаются в 2200 школах, более 800 из которых в данный момент закрыты по суду. Не вызывает сомнения, что к 1 сентября 99% школ окажутся годными. Столь быстрое наведение порядка наводит на грустные размышления о качестве повторных инспекций.
Безусловно, хорошо, что полтора года в школах не было жертв из-за пожаров. Но при этом министр ЧС хочет застраховаться. Наверное, правильно делает
www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/0...