Национальный вопрос
Суд над подростком-кавказцем: фильм Никиты Михалкова «12» получил «Специального льва» на международном кинофестивале в Венеции и выходит в российский прокатНациональный вопрос
Суд над подростком-кавказцем: фильм Никиты Михалкова «12» получил «Специального льва» на международном кинофестивале в Венеции и выходит в российский прокат
Он русский. Это многое объясняет. Прежде всего, объясняет приз в Венеции — «Специальный лев», который из-за невнимательности отечественных журналистов и понятных патриотических чувств постоянно путают с «Золотым» («Золотой лев» достался картине Энга Ли «Вожделение»). Неистребимая вера в загадочную русскую душу, живущая в мире европейского фестивального кино (президент жюри Чжан Имоу, хоть и китаец, тоже к нему принадлежит), обеспечила Михалкову кредит доверия. Не каждому даже самому уважаемому мэтру простили бы намерение превзойти великий фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», сняв его ремейк спустя полвека после оригинала. Михалкову простили и поощрили его наградой — хотя бы потому, что увидели в его замысле повод обратиться к самому насущному (для иностранного зрителя) из «проклятых» русских вопросов: чеченской войне. На самом-то деле все наоборот. Именно Чечня была для Михалкова поводом, чтобы поговорить о России. Но и эта территория неизменно интересует Запад, особенно в том случае, когда рассказывает о ней единственная узнаваемая звезда нашего кино, оскароносец и каннский лауреат Никита Михалков. На сеансе «12» народ смеялся и плакал, в финале устроили овацию. В последний день фестиваля итальянские кинокритики выставили фильму такие высокие оценки, что он неожиданно для всех вырвался в лидеры рейтинга конкурсных картин.
Он русский, и это объясняет все очевидные несовершенства фильма. Длинный, да — два с половиной часа. Но ведь Михалков не математик и не драматург, он проповедник и артист. Конечно, бесконечные флэшбеки из истории чеченской войны утяжеляют конструкцию картины, но как знать, наградили бы фильм, не будь там Чечни, танцев под пулями и бездомной собаки с оторванной рукой в зубах? В руках присяжных — судьба диковатого подростка-кавказца, обвиненного в убийстве русского отчима, и когда они вдруг, без серьезных аргументов, меняют вердикт с «виновен» на «невиновен», это выглядит по меньшей мере странно — но ведь проповедь допускает схематизм! А цель — реабилитировать чеченца в глазах общественности — бесспорно благая. Мрачное «так было» стирается во имя обнадеживающего «так должно быть», и, коль скоро чеченец не виноват, неужто русские люди, которые решили его оправдать, окажутся хуже чеченца? В этом смысле, очевидно, следует трактовать неправдоподобный финал, в котором всю боль мира принимает на свои плечи Русский Офицер. Это не констатация факта, а руководство к действию.
Он русский, и потому его актеры — в общем, лучшие, из тех, что есть в России, — работают иначе, чем принято сейчас. Никаких полутонов и тонкостей: эффектный балаган, ряд эстрадных выходов, иногда трогательных и комичных. Ансамбля тоже, в сущности, нет. Все играют по-разному: одни бьют на психологию (как Виктор Вержбицкий или Сергей Гармаш), другие предпочитают чистый гротеск (например Алексей Петренко или Валентин Гафт). Все позиции равно значимы и важны. Не согласившись с финальным пафосом режиссера Михалкова, ты можешь солидаризироваться с кем-то из персонажей. Тем более что многие сыграны просто превосходно. Смотря «12», понимаешь: то, что Михаил Ефремов играет исключительно второстепенные роли, — потеря для нашего кино; большой артист, между прочим. Или взять Алексея Горбунова, который чаще появляется в сериалах: его директор кладбища — настоящая находка, сокровище. Роль Сергея Гармаша, сыгравшего уязвленного таксиста, — событие; Сергей Газаров неожиданно убедителен в роли кавказца-хирурга.
Как знать, наградили бы картину, не будь там Чечни, танцев под пулями и бездомной собаки с оторванной рукой в зубах?
Правда, тяготея к обобщенным образам и пренебрегая психологической точностью, Михалков допускает просчеты. Сергей Маковецкий не вытягивает порученной роли: быть моральным авторитетом вместо Генри Фонды чертовски сложно. К тому же его герой иногда надолго пропадает, а в конце функция «самого благородного присяжного» и вообще делегируется другому. Неудобно получилось с Юрием Стояновым и Сергеем Арцибашевым — им поручили роли карикатур: в первом случае — на Дмитрия Лесневского, во втором — на Валерию Новодворскую, воплощающую характерный тип «русского демократа». Так возвышающие истины сочетаются в «12» с низменными пародиями, сводящими на нет весь гуманистический пафос. Это, вероятно, тоже чисто русское сочетание.
В произведении, если оно задумано как многоголосие, любая максима, претендующая на истину в последней инстанции, звучит фальшивой нотой. Особенно если речь идет об абстракции под условным названием «Русский Офицер». Любовь к максимам не всегда в национальном характере; иногда русские больше тяготеют к туманным и многозначительным формам высказывания. Но тут-то не просто русский, тут — Никита Михалков.
Это все объясняет.
С 20 сентября, «5 звезд», «Баррикады», «Пушкинский», «Ролан»
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
--------------------------------------------------------------------------------
5 фильмов о суде присяжных
«12 разгневанных мужчин»
Режиссер: Сидни Люмет (1957)
Лучший и известнейший фильм о суде присяжных. Психологическая драма по пьесе Р. Роуза о том, как один человек убеждает одиннадцать оппонентов в невиновности подсудимого.
--------------------------------------------------------------------------------
«Суд присяжных»
Режиссер: Хейвуд Гулд (1994)
Бесстрашная присяжная вступает в схватку с коррумпированным полицейским, защищающим босса мафии.
--------------------------------------------------------------------------------
«Долг присяжного»
Режиссер: Джон Фортенберри (1995)
Комедия о безработном, который становится присяжным, чтобы получить еду и ночлег, а потом ему вдруг удается расследовать сложное дело.
--------------------------------------------------------------------------------
«Присяжная»
Режиссеры: Брайан Гибсон (1996)
Криминальный триллер об обольщении в корыстных целях: обманутую присяжную играет Деми Мур, хитроумного обманщика — Алек Болдуин.
--------------------------------------------------------------------------------
«Вердикт за деньги»
Режиссер: Гэри Фледер (2003)
Экранизация бестселлера Джона Гришэма о двух манипуляторах, каждый из которых пытается склонить присяжных на свою сторону. Поединок ведут Джин Хэкмен и Дастин Хоффман.
Антон Долин
Для Пятницы
Фото: каро-премьер
№ 35 (72) 14 сентября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/09/14/10...
Суд над подростком-кавказцем: фильм Никиты Михалкова «12» получил «Специального льва» на международном кинофестивале в Венеции и выходит в российский прокатНациональный вопрос
Суд над подростком-кавказцем: фильм Никиты Михалкова «12» получил «Специального льва» на международном кинофестивале в Венеции и выходит в российский прокат
Он русский. Это многое объясняет. Прежде всего, объясняет приз в Венеции — «Специальный лев», который из-за невнимательности отечественных журналистов и понятных патриотических чувств постоянно путают с «Золотым» («Золотой лев» достался картине Энга Ли «Вожделение»). Неистребимая вера в загадочную русскую душу, живущая в мире европейского фестивального кино (президент жюри Чжан Имоу, хоть и китаец, тоже к нему принадлежит), обеспечила Михалкову кредит доверия. Не каждому даже самому уважаемому мэтру простили бы намерение превзойти великий фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», сняв его ремейк спустя полвека после оригинала. Михалкову простили и поощрили его наградой — хотя бы потому, что увидели в его замысле повод обратиться к самому насущному (для иностранного зрителя) из «проклятых» русских вопросов: чеченской войне. На самом-то деле все наоборот. Именно Чечня была для Михалкова поводом, чтобы поговорить о России. Но и эта территория неизменно интересует Запад, особенно в том случае, когда рассказывает о ней единственная узнаваемая звезда нашего кино, оскароносец и каннский лауреат Никита Михалков. На сеансе «12» народ смеялся и плакал, в финале устроили овацию. В последний день фестиваля итальянские кинокритики выставили фильму такие высокие оценки, что он неожиданно для всех вырвался в лидеры рейтинга конкурсных картин.
Он русский, и это объясняет все очевидные несовершенства фильма. Длинный, да — два с половиной часа. Но ведь Михалков не математик и не драматург, он проповедник и артист. Конечно, бесконечные флэшбеки из истории чеченской войны утяжеляют конструкцию картины, но как знать, наградили бы фильм, не будь там Чечни, танцев под пулями и бездомной собаки с оторванной рукой в зубах? В руках присяжных — судьба диковатого подростка-кавказца, обвиненного в убийстве русского отчима, и когда они вдруг, без серьезных аргументов, меняют вердикт с «виновен» на «невиновен», это выглядит по меньшей мере странно — но ведь проповедь допускает схематизм! А цель — реабилитировать чеченца в глазах общественности — бесспорно благая. Мрачное «так было» стирается во имя обнадеживающего «так должно быть», и, коль скоро чеченец не виноват, неужто русские люди, которые решили его оправдать, окажутся хуже чеченца? В этом смысле, очевидно, следует трактовать неправдоподобный финал, в котором всю боль мира принимает на свои плечи Русский Офицер. Это не констатация факта, а руководство к действию.
Он русский, и потому его актеры — в общем, лучшие, из тех, что есть в России, — работают иначе, чем принято сейчас. Никаких полутонов и тонкостей: эффектный балаган, ряд эстрадных выходов, иногда трогательных и комичных. Ансамбля тоже, в сущности, нет. Все играют по-разному: одни бьют на психологию (как Виктор Вержбицкий или Сергей Гармаш), другие предпочитают чистый гротеск (например Алексей Петренко или Валентин Гафт). Все позиции равно значимы и важны. Не согласившись с финальным пафосом режиссера Михалкова, ты можешь солидаризироваться с кем-то из персонажей. Тем более что многие сыграны просто превосходно. Смотря «12», понимаешь: то, что Михаил Ефремов играет исключительно второстепенные роли, — потеря для нашего кино; большой артист, между прочим. Или взять Алексея Горбунова, который чаще появляется в сериалах: его директор кладбища — настоящая находка, сокровище. Роль Сергея Гармаша, сыгравшего уязвленного таксиста, — событие; Сергей Газаров неожиданно убедителен в роли кавказца-хирурга.
Как знать, наградили бы картину, не будь там Чечни, танцев под пулями и бездомной собаки с оторванной рукой в зубах?
Правда, тяготея к обобщенным образам и пренебрегая психологической точностью, Михалков допускает просчеты. Сергей Маковецкий не вытягивает порученной роли: быть моральным авторитетом вместо Генри Фонды чертовски сложно. К тому же его герой иногда надолго пропадает, а в конце функция «самого благородного присяжного» и вообще делегируется другому. Неудобно получилось с Юрием Стояновым и Сергеем Арцибашевым — им поручили роли карикатур: в первом случае — на Дмитрия Лесневского, во втором — на Валерию Новодворскую, воплощающую характерный тип «русского демократа». Так возвышающие истины сочетаются в «12» с низменными пародиями, сводящими на нет весь гуманистический пафос. Это, вероятно, тоже чисто русское сочетание.
В произведении, если оно задумано как многоголосие, любая максима, претендующая на истину в последней инстанции, звучит фальшивой нотой. Особенно если речь идет об абстракции под условным названием «Русский Офицер». Любовь к максимам не всегда в национальном характере; иногда русские больше тяготеют к туманным и многозначительным формам высказывания. Но тут-то не просто русский, тут — Никита Михалков.
Это все объясняет.
С 20 сентября, «5 звезд», «Баррикады», «Пушкинский», «Ролан»
Автор — обозреватель газеты «Московские новости»
--------------------------------------------------------------------------------
5 фильмов о суде присяжных
«12 разгневанных мужчин»
Режиссер: Сидни Люмет (1957)
Лучший и известнейший фильм о суде присяжных. Психологическая драма по пьесе Р. Роуза о том, как один человек убеждает одиннадцать оппонентов в невиновности подсудимого.
--------------------------------------------------------------------------------
«Суд присяжных»
Режиссер: Хейвуд Гулд (1994)
Бесстрашная присяжная вступает в схватку с коррумпированным полицейским, защищающим босса мафии.
--------------------------------------------------------------------------------
«Долг присяжного»
Режиссер: Джон Фортенберри (1995)
Комедия о безработном, который становится присяжным, чтобы получить еду и ночлег, а потом ему вдруг удается расследовать сложное дело.
--------------------------------------------------------------------------------
«Присяжная»
Режиссеры: Брайан Гибсон (1996)
Криминальный триллер об обольщении в корыстных целях: обманутую присяжную играет Деми Мур, хитроумного обманщика — Алек Болдуин.
--------------------------------------------------------------------------------
«Вердикт за деньги»
Режиссер: Гэри Фледер (2003)
Экранизация бестселлера Джона Гришэма о двух манипуляторах, каждый из которых пытается склонить присяжных на свою сторону. Поединок ведут Джин Хэкмен и Дастин Хоффман.
Антон Долин
Для Пятницы
Фото: каро-премьер
№ 35 (72) 14 сентября 2007
friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/09/14/10...