Правительство пошлет Россию подальшеСерьезные экономические достижения в России могут быть лишь в долгосрочной перспективе, как гласит прогноз МЭРТ, а могут и не произойти вообще
«На пути движения к современной политической и экономической системе Россия успешно решила задачи двух этапов глубоких социально-экономических преобразований». Вместе с тем только в 2007 г. Россия достигнет уровня ВВП, которого она уже достигла в 1991 г. В стране стремительно сокращается число бедных, «увеличивается человеческий капитал», однако быстро уменьшается общая численность населения. Правительство осуществляет успешные шаги по диверсификации экономической структуры страны, однако вряд ли успеет их осуществить в ближайшие годы, вследствие чего «экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше 4-5% в год даже при высоких мировых ценах на нефть и благоприятной динамике импортозамещения». Из подобных, зачастую противоречащих друг другу тезисов и положений состоит проект программы развития РФ на среднесрочную перспективу, который разработало и предложило на рассмотрение правительства Минэкономразвития. На самом деле МЭРТ заглядывает и еще дальше, за отметку 2008 и даже 2010 г., но и долгосрочный предварительный прогноз не отличается внутренней цельностью. Специалисты ведомства Германа Грефа не скрывают своей обеспокоенности ситуацией, которая может сложиться в стране уже через пять-семь лет, когда «завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных периодом в рамках вступления в ВТО». Эта ситуация мягко обрисована как неизбежная «пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками». При этом МЭРТ активно толкает Россию в ВТО, утверждая, что участие в процессе глобализации «является неотъемлемым требованием для стран, претендующих на ведущие роли в мире».
В свое время сатирики немало поиздевались над тезисами советской пропаганды, которая постоянно сравнивала показатели социалистической экономики с уровнем 1913 г., и утверждала, что за это время «одержаны огромные победы». Чиновники новой России, судя по всему, недалеко ушли от функционеров КПСС. Если в течение 16 лет –без внешних войн и при ограниченности внутренних конфликтов – экономика страны осталась на одном и том же уровне, то назвать это «успехом» можно лишь с изрядной долей юмора, при том скорее черного. Кстати, МЭРТ, возможно, несколько лукавит с цифрами, беря за точку отсчета 1991 г. «Это был уже год спада, – сказал RBC daily научный руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич, – а наилучшие показатели ВВП – на 19% выше – у РСФСР отмечались в 1989 г.». Правда, по мнению г-на Гурвича, МЭРТ несколько пессимистично оценивает текущие показатели: по его словам, «возможно, выйти на уровень 1991 г. Россия сможет уже по итогам следующего, если не нынешнего года». Напомним, что и в последнем послании Федеральному собранию Владимир Путин констатировал тот факт, что «мы до сих пор не смогли догнать самих себя образца 1989 г.».
Безусловно, документ, разработанный МЭРТ, не носит такого жестко регламентирующего характера, какой носили планы советских пятилеток. Скорее это сценарий, точнее, несколько сценариев развития, который вероятен, но необязателен, да и не может быть обязателен для исполнения в условиях рыночной экономики. Однако даже самый благоприятный вариант откровенно победных нот содержит не так уж много. Некий прорыв намечается к 2015 г., когда среднедушевой ВВП в России будет составлять от 16,6 до 20,2 тыс. долл., что соответствует нынешнему (но не будущему) уровню развития Португалии или Чехии. Но это возможно лишь при соблюдении ряда условий. В любом случае «существенное торможение роста» уже после 2007 г. весьма вероятно как из-за исчерпания ресурсно-ориентированной модели развития, так и из-за усиливающегося износа основных фондов, обострения проблемы технологического отставания, исчерпания «запаса девальвационной конкурентоспособности, накопленного после валютного кризиса 1998 г.».
«Пока реализуется не самый лучший из возможных сценариев, – отмечает Евсей Гурвич, – у нас в первую очередь растут сектора, не участвующие в международной конкуренции, а именно строительство, торговля и т.д. Это естественно в условиях укрепления рубля, и это хорошо в социальном плане, так как увеличиваются реальные доходы населения, но было бы совсем хорошо, если бы при этом решалась поставленная задача увеличения конкурентоспособности, а этого не происходит».
Скрываемый иногда выводами об «успехах» МЭРТовский умеренный пессимизм в отношении России становится совсем неумеренным, когда речь заходит о демографической политике. «Без замещающей миграции, – говорится в документе, – даже с учетом возможного повышения уровня рождаемости численность населения России сократится к 2025 г. как минимум на 20 млн человек, а в 2050 г. будет составлять 100 млн человек» (из которых огромный процент будет занимать категория пенсионного возраста). То есть для того, чтобы обеспечить хотя бы поддержание численности населения РФ на текущем уровне (143 млн), стране нужны миллионы мигрантов, которые (в первом или втором поколении) к середине века будут составлять более 40% жителей России. А дальше, вероятно, и того больше. Вследствие чего предлагается послабление законодательства по постоянной и временной миграции (при усилении, впрочем, мер антитеррористического характера).
Одним словом, при всех действительных или воображаемых недавних «успехах» будущее России правительственным чиновникам рисуется не очень блестящим. И нельзя не согласиться, что основания для таких прогнозов имеются. Другой вопрос, в какой степени эти основания следует приписать политике самого российского правительства, вернее, всех российских правительств начиная с начала 90-х годов. Но этот вопрос, судя по всему, вряд ли найдет официальный ответ даже в «среднесрочной» перспективе.
Отдел экономики РБК
Алексей Виноградов, 15.12.2004
«На пути движения к современной политической и экономической системе Россия успешно решила задачи двух этапов глубоких социально-экономических преобразований». Вместе с тем только в 2007 г. Россия достигнет уровня ВВП, которого она уже достигла в 1991 г. В стране стремительно сокращается число бедных, «увеличивается человеческий капитал», однако быстро уменьшается общая численность населения. Правительство осуществляет успешные шаги по диверсификации экономической структуры страны, однако вряд ли успеет их осуществить в ближайшие годы, вследствие чего «экономика не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВВП выше 4-5% в год даже при высоких мировых ценах на нефть и благоприятной динамике импортозамещения». Из подобных, зачастую противоречащих друг другу тезисов и положений состоит проект программы развития РФ на среднесрочную перспективу, который разработало и предложило на рассмотрение правительства Минэкономразвития. На самом деле МЭРТ заглядывает и еще дальше, за отметку 2008 и даже 2010 г., но и долгосрочный предварительный прогноз не отличается внутренней цельностью. Специалисты ведомства Германа Грефа не скрывают своей обеспокоенности ситуацией, которая может сложиться в стране уже через пять-семь лет, когда «завершится действие ряда защитных мер внутреннего рынка, предусмотренных периодом в рамках вступления в ВТО». Эта ситуация мягко обрисована как неизбежная «пауза роста, сопровождаемая значительными социальными издержками». При этом МЭРТ активно толкает Россию в ВТО, утверждая, что участие в процессе глобализации «является неотъемлемым требованием для стран, претендующих на ведущие роли в мире».
В свое время сатирики немало поиздевались над тезисами советской пропаганды, которая постоянно сравнивала показатели социалистической экономики с уровнем 1913 г., и утверждала, что за это время «одержаны огромные победы». Чиновники новой России, судя по всему, недалеко ушли от функционеров КПСС. Если в течение 16 лет –без внешних войн и при ограниченности внутренних конфликтов – экономика страны осталась на одном и том же уровне, то назвать это «успехом» можно лишь с изрядной долей юмора, при том скорее черного. Кстати, МЭРТ, возможно, несколько лукавит с цифрами, беря за точку отсчета 1991 г. «Это был уже год спада, – сказал RBC daily научный руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич, – а наилучшие показатели ВВП – на 19% выше – у РСФСР отмечались в 1989 г.». Правда, по мнению г-на Гурвича, МЭРТ несколько пессимистично оценивает текущие показатели: по его словам, «возможно, выйти на уровень 1991 г. Россия сможет уже по итогам следующего, если не нынешнего года». Напомним, что и в последнем послании Федеральному собранию Владимир Путин констатировал тот факт, что «мы до сих пор не смогли догнать самих себя образца 1989 г.».
Безусловно, документ, разработанный МЭРТ, не носит такого жестко регламентирующего характера, какой носили планы советских пятилеток. Скорее это сценарий, точнее, несколько сценариев развития, который вероятен, но необязателен, да и не может быть обязателен для исполнения в условиях рыночной экономики. Однако даже самый благоприятный вариант откровенно победных нот содержит не так уж много. Некий прорыв намечается к 2015 г., когда среднедушевой ВВП в России будет составлять от 16,6 до 20,2 тыс. долл., что соответствует нынешнему (но не будущему) уровню развития Португалии или Чехии. Но это возможно лишь при соблюдении ряда условий. В любом случае «существенное торможение роста» уже после 2007 г. весьма вероятно как из-за исчерпания ресурсно-ориентированной модели развития, так и из-за усиливающегося износа основных фондов, обострения проблемы технологического отставания, исчерпания «запаса девальвационной конкурентоспособности, накопленного после валютного кризиса 1998 г.».
«Пока реализуется не самый лучший из возможных сценариев, – отмечает Евсей Гурвич, – у нас в первую очередь растут сектора, не участвующие в международной конкуренции, а именно строительство, торговля и т.д. Это естественно в условиях укрепления рубля, и это хорошо в социальном плане, так как увеличиваются реальные доходы населения, но было бы совсем хорошо, если бы при этом решалась поставленная задача увеличения конкурентоспособности, а этого не происходит».
Скрываемый иногда выводами об «успехах» МЭРТовский умеренный пессимизм в отношении России становится совсем неумеренным, когда речь заходит о демографической политике. «Без замещающей миграции, – говорится в документе, – даже с учетом возможного повышения уровня рождаемости численность населения России сократится к 2025 г. как минимум на 20 млн человек, а в 2050 г. будет составлять 100 млн человек» (из которых огромный процент будет занимать категория пенсионного возраста). То есть для того, чтобы обеспечить хотя бы поддержание численности населения РФ на текущем уровне (143 млн), стране нужны миллионы мигрантов, которые (в первом или втором поколении) к середине века будут составлять более 40% жителей России. А дальше, вероятно, и того больше. Вследствие чего предлагается послабление законодательства по постоянной и временной миграции (при усилении, впрочем, мер антитеррористического характера).
Одним словом, при всех действительных или воображаемых недавних «успехах» будущее России правительственным чиновникам рисуется не очень блестящим. И нельзя не согласиться, что основания для таких прогнозов имеются. Другой вопрос, в какой степени эти основания следует приписать политике самого российского правительства, вернее, всех российских правительств начиная с начала 90-х годов. Но этот вопрос, судя по всему, вряд ли найдет официальный ответ даже в «среднесрочной» перспективе.
Отдел экономики РБК
Алексей Виноградов, 15.12.2004