14.06.2007, №107 (1881)В 2016 г. в России станет на одну вечную проблему меньше, обещает Минтранс. Чтобы 100% отечественных дорог соответствовали стандартам качества, транспортному ведомству нужно 120 млрд руб. в год.
Минтранс сегодня представит правительству основные направления программы по развитию автодорог (2010-2015 гг.). Сейчас стандартам качества отвечают лишь 37% российских дорог, подсчитало министерство, и, если не увеличить финансирование, к 2016 г. эта доля сократится до 29,3%. Отсутствуют нормативы затрат на содержание дорог, недоволен чиновник правительства, — на ремонт и эксплуатацию деньги идут по остаточному принципу.
Разработанные Минтрансом нормативы (в таблице — для Центрального округа) будут различаться в зависимости от региона. На ремонт 1 км дороги федерального значения в Центральном округе будет уходить 2,5-7,3 млн руб. в зависимости от категории, на капремонт — 7,9-29 млн руб., а на содержание — 0,6-1,3 млн руб. Для других регионов вводятся поправочные коэффициенты — от 1,35 для капремонта на Дальнем Востоке до 0,94 — в Поволжье. Для содержания коэффициенты отличаются от 0,67 в Сибири до 1,02 на Дальнем Востоке.
Эти нормативы Минтранс предлагает утвердить на три года уже осенью 2007 г. В 2008 г. может быть профинансирована половина требуемых затрат, в 2009 г. — 60% и т. д., рассказывает чиновник правительства.
Всего Минтранс рассчитывает получить в 2008 г. на дороги 65 млрд руб., в 2009 г. — 84 млрд руб., в 2010 г. — 105 млрд руб., а к 2011 г., как и требуют нормативы, — 120 млрд руб. Если все пойдет по плану, в 2011 г. в нормальном состоянии будет уже 54,1% дорог, в 2013 г. — 72,4%, а в 2016 г. — все 100%, обещает Минтранс.
За дорожное чудо придется заплатить и автомобилистам: один из лозунгов программы — “Пользователь платит”. В качестве неналоговых дополнительных источников финансирования Минтранс хочет использовать доходы от таможенных пошлин на ввозимые автомобили и запчасти, а также часть прибыли страховых компаний от страхования гражданской ответственности. Может быть введена плата за пользование федеральными дорогами для тяжеловесных автомобилей (более 12 т). Однако эти предложения пока не согласованы с другими министерствами, поэтому вряд ли сегодня будут приняты конкретные решения, говорит чиновник правительства.
Чтобы распорядиться деньгами эффективно, Минтранс предлагает создать управляющую компанию — госкорпорацию “Российские автомагистрали” — с капиталом около 6,5 млрд руб. из инвестфонда.
Правительство планирует одобрить предложения Минтранса, говорит чиновник правительства. “Сейчас на дорожное хозяйство тратится около 2,2% ВВП, а в идеале нужно 4% — столько и просит Минтранс”, — говорит он.
При оптимистичном прогнозе ВВП к 2010 г. достигнет $1250 млрд, расходы бюджета составят примерно $250 млрд, 20% из них будут направлены на экономику, говорит главный экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров. “С учетом условности расчетов расходы на дороги составят 8-10% от расходов на экономику”, — подсчитывает он. Это оправданная сумма с учетом протяженности дорог и их плохого состояния, считает он