Глобалист: Автодорожные итоги
Владимир Милов
16.05.2007, №87 (1861) Выступая со своим последним посланием Федеральному собранию, Владимир Путин отметил, что пока не хочет подводить итоги своего президентства. Придется начать делать это за него. Президент у власти уже почти восемь лет, и за это время у него были все возможности хотя бы попытаться решить некоторые проблемы долгосрочной модернизации страны.
На капитализации фондового рынка, сокращении внутреннего долга и росте доходов граждан останавливаться не будем — догадываюсь, что президент подозревает об истинных причинах этих достижений. Важно взглянуть на те сферы, где дождь нефтедолларов пока что не помог решить накопившихся проблем. К их числу, в частности, относится дорожное хозяйство, о котором на прошлой неделе писал Вячеслав Лысаков (см. “Ведомости” № 83 от 10.05.2007).
В послании, кстати, эта тема отмечена особо, но о том, что происходило в этой сфере в период его президентства, Владимир Путин ничего не сказал. А между тем происходившее там можно назвать полноценной инфраструктурной деградацией. По данным Росстата, за последние годы общая протяженность автодорог с твердым покрытием в России сократилась на 50 000 км. В течение 1990-х гг. и вплоть до 2002 г. она колебалась на уровне свыше 750 000 км, в 2002 г. составила 756 000 км, а в 2005 г. — всего 706 000 км, сократившись за три года почти на 7%. Сокращение длины дорог с твердым покрытием не вяжется с претензиями на статус великой державы; скорее это положение дел, характерное для некоторых стран Африки. Последовательно сокращался в течение президентства Путина и объем ввода новых автодорог: с 6600 км в год в 2000 г. до всего 2200 км новых автодорог в 2005 г. Зато почти вдвое увеличился износ основных фондов в дорожном хозяйстве: с 26% в 2000 г. до 46% в 2005 г.
Если судить по путинскому посланию, президент видит решение исключительно в накачке проблемных отраслей финансовыми средствами. Но финансировалась дорожная сфера как раз неплохо: согласно Росстату, в 2004 г. капитальные вложения в дорожное хозяйство из всех источников превысили 110 млрд руб. против 67 млрд руб. в 2000 г. Видимо, дело не в деньгах, а в эффективности их использования.
Низкая эффективность неудивительна, так как все эти годы дорожная сфера находилась под самым что ни на есть прямым контролем государства. Еще в 2003-2004 гг. при обсуждении транспортной стратегии в Центре стратегических разработок мы говорили в основном об инструментах привлечения частных инвесторов в дорожный сектор, гарантиях стабильности инвестиций, частно-государственном партнерстве (ЧГП). Потом появились проекты типа петербургского “скоростного диаметра” — стало ясно, что рассчитывают они в основном на бюджетные деньги, ЧГП как-то самой собой превратилось в ГЧП, а истории с ЮКОСом, КТК и “Сахалином-2” понятие “долгосрочная стабильность инвестиций” в России похоронили.
Хватит ли государственных денег? По оценкам дорожников, сделанным пару лет назад при разработке Программы развития автодорог до 2025 г., для адекватного финансирования развития дорожной сферы необходимо ее финансирование в ежегодном объеме 2,5% ВВП. Так что надежды вытянуть дорожную сферу только за счет бюджетных средств, да еще и при такой эффективности, сомнительны.
Вряд ли получится и в этом случае вину за дорожную деградацию свалить на Ельцина. (Продолжение следует.)
Автор — президент Института энергетической политики
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/05/16/125846
Владимир Милов
16.05.2007, №87 (1861) Выступая со своим последним посланием Федеральному собранию, Владимир Путин отметил, что пока не хочет подводить итоги своего президентства. Придется начать делать это за него. Президент у власти уже почти восемь лет, и за это время у него были все возможности хотя бы попытаться решить некоторые проблемы долгосрочной модернизации страны.
На капитализации фондового рынка, сокращении внутреннего долга и росте доходов граждан останавливаться не будем — догадываюсь, что президент подозревает об истинных причинах этих достижений. Важно взглянуть на те сферы, где дождь нефтедолларов пока что не помог решить накопившихся проблем. К их числу, в частности, относится дорожное хозяйство, о котором на прошлой неделе писал Вячеслав Лысаков (см. “Ведомости” № 83 от 10.05.2007).
В послании, кстати, эта тема отмечена особо, но о том, что происходило в этой сфере в период его президентства, Владимир Путин ничего не сказал. А между тем происходившее там можно назвать полноценной инфраструктурной деградацией. По данным Росстата, за последние годы общая протяженность автодорог с твердым покрытием в России сократилась на 50 000 км. В течение 1990-х гг. и вплоть до 2002 г. она колебалась на уровне свыше 750 000 км, в 2002 г. составила 756 000 км, а в 2005 г. — всего 706 000 км, сократившись за три года почти на 7%. Сокращение длины дорог с твердым покрытием не вяжется с претензиями на статус великой державы; скорее это положение дел, характерное для некоторых стран Африки. Последовательно сокращался в течение президентства Путина и объем ввода новых автодорог: с 6600 км в год в 2000 г. до всего 2200 км новых автодорог в 2005 г. Зато почти вдвое увеличился износ основных фондов в дорожном хозяйстве: с 26% в 2000 г. до 46% в 2005 г.
Если судить по путинскому посланию, президент видит решение исключительно в накачке проблемных отраслей финансовыми средствами. Но финансировалась дорожная сфера как раз неплохо: согласно Росстату, в 2004 г. капитальные вложения в дорожное хозяйство из всех источников превысили 110 млрд руб. против 67 млрд руб. в 2000 г. Видимо, дело не в деньгах, а в эффективности их использования.
Низкая эффективность неудивительна, так как все эти годы дорожная сфера находилась под самым что ни на есть прямым контролем государства. Еще в 2003-2004 гг. при обсуждении транспортной стратегии в Центре стратегических разработок мы говорили в основном об инструментах привлечения частных инвесторов в дорожный сектор, гарантиях стабильности инвестиций, частно-государственном партнерстве (ЧГП). Потом появились проекты типа петербургского “скоростного диаметра” — стало ясно, что рассчитывают они в основном на бюджетные деньги, ЧГП как-то самой собой превратилось в ГЧП, а истории с ЮКОСом, КТК и “Сахалином-2” понятие “долгосрочная стабильность инвестиций” в России похоронили.
Хватит ли государственных денег? По оценкам дорожников, сделанным пару лет назад при разработке Программы развития автодорог до 2025 г., для адекватного финансирования развития дорожной сферы необходимо ее финансирование в ежегодном объеме 2,5% ВВП. Так что надежды вытянуть дорожную сферу только за счет бюджетных средств, да еще и при такой эффективности, сомнительны.
Вряд ли получится и в этом случае вину за дорожную деградацию свалить на Ельцина. (Продолжение следует.)
Автор — президент Института энергетической политики
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/05/16/125846