Вычеркнуть абонента
“Вымпелком” думает сократить срок обслуживания молчунов
Игорь Цуканов
Ведомости
16.05.2007, №87 (1861)“Вымпелком” может прекратить учитывать неговорящих абонентов по шесть месяцев, сократив этот срок до трех. Это уменьшит количество его российских абонентов примерно на 17%, зато повысит доходность каждого из них.
--------------------------------------------------------------------------------
“Вымпелком” обслуживает 56,8 млн абонентов. Выручка за 2006 г. — $4,87 млрд, чистая прибыль — $811,5 млн. Акционеры — Altimo, управляющая “телекомами” “Альфа-групп” (42,4% голосующих акций), и Telenor (29,9%). Капитализация на 15 мая — $20,7 млрд.
--------------------------------------------------------------------------------
“Вымпелком” задумал повысить качество своей абонентской базы. Сейчас, как и МТС, он ждет полгода, прежде чем отключить абонента, не пользующегося платными услугами. Но теперь “Вымпелком” планирует сократить этот срок до трех месяцев, рассказал источник в одной из исследовательских компаний. Уже в отчете за I квартал 2007 г. оператор планирует указать рассчитанные по новой методике количество абонентов, среднемесячный доход на абонента (ARPU) и продолжительность разговора одного абонента (MOU), хотя окончательное решение пока не принято, подтверждает близкий к “Вымпелкому” источник. Представитель самого “Вымпелкома” от комментариев отказался.
Оператор еще два года назад стал указывать в отчетах помимо общего количества абонентов число “активных” российских пользователей — тех, кто совершил платный звонок в последние три месяца. По итогам IV квартала 2006 г. таких абонентов в России у “Вымпелкома” было 39,8 млн (на 17,3% меньше совокупной базы), а их ARPU составлял $10,9 в месяц против усредненных $8,9. Прирост абонентов замедлился, инвесторы перестали обращать внимание на число абонентов и уделяют больше внимания их доходности — настало время сделать трехмесячный учет основным, объясняет источник.
Из всех участников сотовой “большой тройки” до сих пор только “Мегафон” списывал молчащих абонентов в отток по истечении трех месяцев. Акционеры ждут от компании не наращивания абонентской базы любой ценой, а сильных финансовых результатов, объясняет ее пресс-секретарь Марина Белашева. Если и “Вымпелком” перейдет на эту систему учета абонентов, участники рынка будут лучше представлять себе реальный уровень проникновения сотовой связи, уверена она.
По данным ACM-Consulting, в конце марта 2007 г. уровень проникновения в России (количество действующих sim-карт на душу населения) составил 107%. Но реально сотовой связью в конце I квартала пользовалось около 61% россиян, считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Он принимает в расчет только абонентов, которые пользовались платными услугами в течение предыдущего месяца, и исключает тех, кто использует несколько sim-карт сразу (каждый из них приравнивается к одному абоненту). Расчеты MForum основаны на выборочных данных самих сотовых операторов по 12-14 регионам с разным уровнем развития.
Отсеивая абонентов-молчунов по истечении трех месяцев, операторы приведут свои данные о количестве абонентов в соответствие с действительностью, считает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. “С учетом того, что в отпусках и командировках люди могут не пользоваться сотовым номером, абонентов, не оплачивающих связь по два-три месяца, допустимо считать активными”, — полагает он.
Руководство МТС обсуждало возможность перехода на трехмесячный учет абонентов-молчунов, но пока не нашло для этого экономически обоснованных причин, рассказал “Ведомостям” вице-президент компании и директор бизнес-единицы “МТС Россия” Михаил Шамолин. “Единственным плюсом могло бы стать "математическое" увеличение ARPU и MOU, но инвесторы оценивают нашу работу прежде всего по таким показателям, как выручка и прибыльность, — объясняет он. — Когда эти показатели росли медленно, капитализация МТС стояла на месте, когда рост ускорился — пошла вверх”. Если же МТС начнет списывать неактивных абонентов в отток через три месяца, то рискует потерять клиентов, которые возобновляют использование sim-карты по истечении этого периода, даже если они только принимают чужие звонки, говорит Шамолин. Таких клиентов у МТС единицы процентов, “но зачем терять даже минимальные деньги, если можно этого не делать”, говорит Шамолин. Три месяца — такой же условный срок, как и полгода, добавляет он: “Вряд ли можно считать активным абонента, который молчит три месяца”. После изменения у “Вымпелкома” учетной политики ARPU МТС формально может стать самым низким в “большой тройке” (по итогам IV квартала 2006 г. в России — $8,5 в месяц), но “инвесторы анализируют наши показатели с поправкой на период учета абонентов”, говорит Шамолин.
Чтобы оценить эффективность сотовых компаний, достаточно их финансовых показателей, согласна аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова. Но, зная ARPU и MOU, проще сопоставлять компании друг с другом и оценивать динамику их развития, добавляет она. Если “Вымпелком” сменит учетную политику, МТС скорее всего последует за ним, полагает она.
--------------------------------------------------------------------------------
КТО КАК СЧИТАЕТ
Большинство европейских операторов — Vodafone, Orange, TeliaSonera — учитывают абонентов-молчунов лишь три месяца. Для норвежской Telenor, одного из акционеров “Вымпелкома”, это также “нормальная практика” и компания убеждает все свои “дочки” использовать тот же принцип, говорит директор по внешним связям Telenor Russia Анна Иванова-Галицына
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/05/16/125821
“Вымпелком” думает сократить срок обслуживания молчунов
Игорь Цуканов
Ведомости
16.05.2007, №87 (1861)“Вымпелком” может прекратить учитывать неговорящих абонентов по шесть месяцев, сократив этот срок до трех. Это уменьшит количество его российских абонентов примерно на 17%, зато повысит доходность каждого из них.
--------------------------------------------------------------------------------
“Вымпелком” обслуживает 56,8 млн абонентов. Выручка за 2006 г. — $4,87 млрд, чистая прибыль — $811,5 млн. Акционеры — Altimo, управляющая “телекомами” “Альфа-групп” (42,4% голосующих акций), и Telenor (29,9%). Капитализация на 15 мая — $20,7 млрд.
--------------------------------------------------------------------------------
“Вымпелком” задумал повысить качество своей абонентской базы. Сейчас, как и МТС, он ждет полгода, прежде чем отключить абонента, не пользующегося платными услугами. Но теперь “Вымпелком” планирует сократить этот срок до трех месяцев, рассказал источник в одной из исследовательских компаний. Уже в отчете за I квартал 2007 г. оператор планирует указать рассчитанные по новой методике количество абонентов, среднемесячный доход на абонента (ARPU) и продолжительность разговора одного абонента (MOU), хотя окончательное решение пока не принято, подтверждает близкий к “Вымпелкому” источник. Представитель самого “Вымпелкома” от комментариев отказался.
Оператор еще два года назад стал указывать в отчетах помимо общего количества абонентов число “активных” российских пользователей — тех, кто совершил платный звонок в последние три месяца. По итогам IV квартала 2006 г. таких абонентов в России у “Вымпелкома” было 39,8 млн (на 17,3% меньше совокупной базы), а их ARPU составлял $10,9 в месяц против усредненных $8,9. Прирост абонентов замедлился, инвесторы перестали обращать внимание на число абонентов и уделяют больше внимания их доходности — настало время сделать трехмесячный учет основным, объясняет источник.
Из всех участников сотовой “большой тройки” до сих пор только “Мегафон” списывал молчащих абонентов в отток по истечении трех месяцев. Акционеры ждут от компании не наращивания абонентской базы любой ценой, а сильных финансовых результатов, объясняет ее пресс-секретарь Марина Белашева. Если и “Вымпелком” перейдет на эту систему учета абонентов, участники рынка будут лучше представлять себе реальный уровень проникновения сотовой связи, уверена она.
По данным ACM-Consulting, в конце марта 2007 г. уровень проникновения в России (количество действующих sim-карт на душу населения) составил 107%. Но реально сотовой связью в конце I квартала пользовалось около 61% россиян, считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Он принимает в расчет только абонентов, которые пользовались платными услугами в течение предыдущего месяца, и исключает тех, кто использует несколько sim-карт сразу (каждый из них приравнивается к одному абоненту). Расчеты MForum основаны на выборочных данных самих сотовых операторов по 12-14 регионам с разным уровнем развития.
Отсеивая абонентов-молчунов по истечении трех месяцев, операторы приведут свои данные о количестве абонентов в соответствие с действительностью, считает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. “С учетом того, что в отпусках и командировках люди могут не пользоваться сотовым номером, абонентов, не оплачивающих связь по два-три месяца, допустимо считать активными”, — полагает он.
Руководство МТС обсуждало возможность перехода на трехмесячный учет абонентов-молчунов, но пока не нашло для этого экономически обоснованных причин, рассказал “Ведомостям” вице-президент компании и директор бизнес-единицы “МТС Россия” Михаил Шамолин. “Единственным плюсом могло бы стать "математическое" увеличение ARPU и MOU, но инвесторы оценивают нашу работу прежде всего по таким показателям, как выручка и прибыльность, — объясняет он. — Когда эти показатели росли медленно, капитализация МТС стояла на месте, когда рост ускорился — пошла вверх”. Если же МТС начнет списывать неактивных абонентов в отток через три месяца, то рискует потерять клиентов, которые возобновляют использование sim-карты по истечении этого периода, даже если они только принимают чужие звонки, говорит Шамолин. Таких клиентов у МТС единицы процентов, “но зачем терять даже минимальные деньги, если можно этого не делать”, говорит Шамолин. Три месяца — такой же условный срок, как и полгода, добавляет он: “Вряд ли можно считать активным абонента, который молчит три месяца”. После изменения у “Вымпелкома” учетной политики ARPU МТС формально может стать самым низким в “большой тройке” (по итогам IV квартала 2006 г. в России — $8,5 в месяц), но “инвесторы анализируют наши показатели с поправкой на период учета абонентов”, говорит Шамолин.
Чтобы оценить эффективность сотовых компаний, достаточно их финансовых показателей, согласна аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова. Но, зная ARPU и MOU, проще сопоставлять компании друг с другом и оценивать динамику их развития, добавляет она. Если “Вымпелком” сменит учетную политику, МТС скорее всего последует за ним, полагает она.
--------------------------------------------------------------------------------
КТО КАК СЧИТАЕТ
Большинство европейских операторов — Vodafone, Orange, TeliaSonera — учитывают абонентов-молчунов лишь три месяца. Для норвежской Telenor, одного из акционеров “Вымпелкома”, это также “нормальная практика” и компания убеждает все свои “дочки” использовать тот же принцип, говорит директор по внешним связям Telenor Russia Анна Иванова-Галицына
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/05/16/125821