ФАС предложила поставить домашние телефоны на посекундный учетЛет пять назад, когда сотовая связь была очень дорогой, владельцы мобильников страшно обрадовались, когда операторы один за другим начали вводить тарифы с посекундным, а не поминутным учетом разговоров. Еще бы — иной звонок длится секунд десять, а заплатить просили за все шестьдесят. Но с падением цен мода на посекундные тарифы поугасла. Проверьте себя: вы точно знаете, как тарифицируются ваши разговоры по сотовому? Следующий вопрос: насколько вам важно, чтобы ваши разговоры по домашнему телефону тоже учитывались с точностью до секунды?
Для Федеральной антимонопольной службы ответ очевиден. “Поминутная тарификация местной связи ущемляет интересы потребителей”, — заявил недавно назначенный замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин на прошлой неделе. Звучит разумно. Но защитит ли наши интересы переход на посекундный учет?
Операторам предстоит техническая модернизация своих станций. Большинство межрегиональных компаний (МРК) “Связьинвеста” и МГТС утверждают, что биллинг и оборудование, которыми они пользуются, не предназначены для посекундной тарификации. За счет кого они будут отбивать расходы на переоборудование, совершенно очевидно. Далее, отказ от округления неполных минут разговора в большую сторону уменьшит доходы операторов. Впрочем, не слишком существенно. Аналитик МДМ-банка Елена Баженова полагает, что доходы снизятся максимум на 2%, ее коллега из “Атона” Анна Курбатова считает, что потери вряд ли превысят 1%. В выручке МРК на долю местной связи приходится около 40%, и не более половины этих доходов связаны с учетом длительности разговора. Такая тарификация задействована при повременном и комбинированном тарифах. На эти планы, по данным “Связьинвеста” на конец марта, перешли 45 и 12% абонентов соответственно. Это чуть больше 8,5 млн человек, или треть всех владельцев стационарных телефонов.
Что же они смогут выиграть? По оценке “Атона”, если стоимость разговора будет учитываться не в минутах, а в секундах, пользователи повременного тарифа снизят свои расходы на связь на 7-12%. Например, средний абонент в Санкт-Петербурге, рассчитала Курбатова, в месяц наговаривает около 150 минут и платит за это 167 руб. Экономия может составить 20 руб. Не впечатляет.
И ведь, скорее всего, операторы не позволят абонентам сэкономить даже и эти небольшие деньги. “Северо-Западный телеком” уже заявил, что при посекундной тарификации операторам придется чаще, чем сейчас, повышать свои тарифы. За что копья ломаем?