15.05.2007, №86 (1860)Создание учебных центров, где будущие гастарбайтеры изучат русский язык и основы российских законов, помощь в оформлении документов после окончания учебы, амнистия для работающих нелегалов, предлагаемые “Деловой Россией” и ФМС, — шаги в правильном направлении. Они свидетельствуют, что отечественный бизнес и государство осознают необходимость привлечения трудовых мигрантов и стремятся упростить процесс их легализации и интеграции в общество. При нынешней демографической ситуации Россия нуждается в притоке иммигрантов, который восполнит убыль населения: по прогнозам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, России необходим ежегодный приток мигрантов в 700 000 человек в год с постепенным его увеличением к 2035 г. до 1,2-1,3 млн.
Увеличение числа трудовых мигрантов — общемировая тенденция. Разные страны сталкиваются с необходимостью преодолевать связанные с этим уникальные и типовые трудности. Изучение их опыта было бы очень полезно и для нас.
Международная организация труда (МОТ) насчитывает 86 млн трудящихся мигрантов, из них 32 млн — в развивающихся странах, в Евросоюзе мигранты составляют около 10% занятых. В опубликованном на днях докладе МОТ “Равенство в сфере труда — поиски ответа на вызовы” отмечается, что облегчение легализации мигрантов и рост их притока сопровождаются дискриминацией работников иностранного происхождения: за счет ограничения доступа к профессиям, более низкой зарплаты по сравнению с аборигенами, прямого насилия, отсутствия юридической защиты и т. п. Подобные проблемы существуют и в России, где, по оценкам МОТ, трудится от 5 млн до 14 млн гастарбайтеров. Что полезного мы можем перенять у других стран, чтобы облегчить интеграцию иностранцев в общество и экономику?
Есть экономические стимулы: например, в США государство, распределяя заказы на сумму свыше $20 000, требует от компаний-поставщиков соблюдения квоты на предоставление мест мигрантам. Нарушители лишаются заказа или платят штрафы, идущие на создание новых рабочих мест. В Испании и Италии существует государственная аттестация рабочих мест, которая не позволяет работодателям занижать зарплату мигранту. Еще один способ — интеграция рабочих-мигрантов в профсоюзы. По данным МОТ, в Британии разрыв в вознаграждении коренных жителей и мигрантов стал значительно меньше после того, как выходцы из колоний начали массово вступать в профсоюзы. В Канаде, Испании и Финляндии были приняты специальные законы, запрещающие дискриминацию при приеме на работу по расовому, национальному и половому признакам и ужесточившие — до больших штрафов и нескольких месяцев заключения — наказание за систематическое ущемление прав.
России нужны не только четкие, оставляющие минимальное пространство для усмотрения чиновников законы и добросовестный надзор за их исполнением. Необходимы активная и гибкая политика на рынке труда, стимулирование работодателей к отказу от использования нелегалов и от дискриминации легальных мигрантов. Нужны и пропагандистские усилия, снимающие противопоставление мигрантов и местных жителей