Государство заботится о космосе на словах Несмотря на громкие заявления ряда российских чиновников о необходимости возрождения отечественной ракетно-космической отрасли, ситуация с ее финансированием существенно не меняется
Увеличение расходов на оборону в российском бюджете на следующий год никак не отразится на финансовом состоянии НПО "Энергомаш" - одного из ведущих мировых производителей ракетных двигателей. Такое заявление сделал вчера генеральный директор и генеральный конструктор НПО "Энергомаш" Борис Каторгин. Похоже, что, несмотря на громкие заявления различных высокопоставленных чиновников о необходимости возрождения российской ракетно-космической отрасли, ситуация на большинстве предприятий остается прежней - самую значительную долю финансовых поступлений обеспечивают зарубежные контракты и "гражданская" составляющая производства. Для НПО "Энергомаш" такой "кормушкой" является подписанный в 1997 г. контракт с американской корпорацией Lockheed Martin на поставку в течение десяти лет 101 двигателя РД-180 для ракет-носителей Atlas-3 и Atlas-5. Общая сумма сделки составляет более 1 млрд долл. По сравнению с этими объемами помощь государства, которое, к примеру, в прошлом году с большой помпой выделило "Энергомашу" 16 млн руб. для закупки высокоточных станков, выглядит насмешкой. Поэтому неудивительно, что работы по большей части перспективных проектов, таких как программа "Волга" (создание многоразового кислородно-метанового ракетного двигателя), строительство нового ракетного двигателя РД-191 (предназначен для установки на семействе новых ракет-носителей "Ангара"
, движутся, по словам г-на Каторгина, "не удовлетворяющими нас темпами".
НПО "Энергомаш" - ведущее российское предприятие по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. Российские объекты, от первого искусственного спутника Земли, первого космического корабля с человеком на борту до орбитальной станции "Мир", сверхмощной ракеты "Энергия" с космическим кораблем "Буран" и элементов Международной космической станции, оснащены двигателями НПО "Энергомаш". В частности, на российском и зарубежном рынках "Энергомаш" известен как разработчик и изготовитель двигателей для ракет-носителей "Союз", "Протон", "Зенит", "Циклон", "Космос", а также для американских носителей Atlas-3 и Atlas-5. Долгие годы "Энергомаш" работал с надежным заказчиком - Министерством обороны. Но в начале 90-х государство прекратило финансирование и оставило предприятие с неоплаченными заказами и огромными долгами. По рассказам сотрудников НПО, "свет в конце туннеля" забрезжил было перед вторым сроком президентства Бориса Ельцина. В 1996 г., накануне своих перевыборов, первый российский президент посетил предприятие, пообещав ему разнообразные налоговые льготы и послабления, покрытие долгов и прочие блага. До сих пор в выставочном центре "Энергомаша" висит большая фотография Бориса Ельцина, а также подробный фотоотчет о той единственной поездке российского лидера на предприятие. Правда, особенно порадоваться подарку работники НПО не успели - вскоре после удачных выборов Ельцин отменил все обещанные льготы. Единственное, что осталось от "подарков" президента, - это данная предприятию возможность продавать свою продукцию за рубеж.
Именно масштабный контракт с США на поставку двигателей РД-180 и стал в итоге одним из тех "спасательных кругов", которые помогли предприятию выжить. Сейчас, по словам Бориса Каторгина, поставлено уже 23 таких двигателя, 8 из которых установлены на ракеты-носители, и поставка еще 50 двигателей уже оплачена "Энергомашу". Что касается расширения международного сотрудничества, то, по словам Бориса Каторгина, НПО хочет "расширять свой потенциал на международной арене", но дальше переговоров дело пока не заходит. Правда, в числе партнеров "Энергомаша" в будущем может оказаться Южная Корея - напомним, что недавно в рамках встречи российского президента с корейским лидером Но Му Хеном было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в области космоса, что, по словам г-на Каторгина, "дает зеленый свет" для возможных будущих контрактов. Дело в том, что Южная Корея хочет создать собственную систему космического запуска, в чем ей может помочь Россия в лице НПЦ им. Хруничева и НПО "Энергомаш" (предполагается, что для этого будет построен космодром в Корее, а также осуществлен запуск российско-корейского космического экипажа). Предполагаемый доход российской стороны оценивается в 200 млн долл.
Помимо работы по "американскому" контракту в этом году, по словам Бориса Каторгина, "Энергомаш" провел сертификацию модернизированного двигателя для ракеты-носителя "Зенит" РД-171М - три таких двигателя были поставлены на Украину на ПО "Южмаш" (где собираются ракеты "Зенит"
. Кроме того, после некоторого затишья НПО намерено возобновить работы по двигателю для семейства новых ракет-носителей "Ангара" - РД-191. На данный момент изготовлено уже три таких двигателя и проведено одиннадцать испытаний общей продолжительностью около 670 секунд. "Уже в октябре мы проведем ряд совещаний по этому вопросу", - сказал Борис Каторгин, признав, однако, что никаких существенных изменений в финансировании данного проекта не произошло. Еще одна перспективная разработка "Энергомаша" - принципиально новый ракетный двигатель РД-704, работающий на трех компонентах топлива и позволяющий повысить эффективность ракет-носителей. "Принципиальное отличие этого двигателя в том, что он будет работать на трех компонентах топлива - к традиционному сочетанию керосина и кислорода будет также добавлен водород", говорит Борис Каторгин. Проблема данного двигателя заключается в том, что "под него" до сих пор нет ракеты-носителя. Предшественник данного двигателя - трехкомпонентный криогенный двигатель РД-701 был разработан в НПО "Энергомаш" для многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Работы дошли до стадии испытания элементов и маломасштабных моделей камеры сгорания. Судьба МАКС довольно грустна - проект не получил государственной поддержки, несмотря на все попытки, предпринимаемые организацией-разработчиком. Впрочем, по мнению г-на Каторгина, трехкомпонентные двигатели будут широко использоваться в космической технике будущего. "Это перспективная разработка, которая понадобится в будущем. Та страна, которая сможет наиболее активно использовать этот принцип, будет двигаться вперед в области освоения космоса", - сказал он. Судя по нынешнему уровню активности нашего государства, вряд ли она станет "той самой" страной.
Еще одна тема, которой коснулся в своем выступлении Борис Каторгин, - создание интегрированной структуры на базе НПО "Энергомаш". Напомним, что в июле этого года в Федеральном космическом агентстве (ФКА) состоялось очередное координационное совещание по этому вопросу. Идея интеграции предприятий, специализирующихся на ракетно-космическом двигателестроении, бродит в недрах ФКА уже давно. Цели данного мероприятия, как всегда, исключительно благие - как говорится в отчете совещания, объединение необходимо для "сохранения научно-технического потенциала РФ", "повышения конкурентоспособности ее продукции" и т. д. Для этого предполагается под эгидой "Энергомаша" объединить КБ "Химавтоматика", КБ "Воронежский механический завод" (ВМЗ), Усть-Катавский вагоностроительный завод, КБ "Факел", а также КБ "Химмаш" имени Исаева и ряд других предприятий. Впрочем, по мнению Бориса Каторгина, создание такой корпорации - задача очень сложная, так как вышеперечисленные предприятия ранее никогда не работали над совместными проектами, не ставили общих целей и задач. "В октябре действительно было проведено совещание по этому вопросу, однако до каких-то конкретных действий пока дело не дошло, - говорит г?н Каторгин. - Вообще, увидеть положительное зерно в этом объединении довольно трудно". В отчете о совещании пункт о дальнейших действиях по созданию холдинга прописан очень туманно. "Очередным этапом работы станет подготовка проекта указа президента", - говорится в нем. По мнению же Бориса Каторгина, прежде чем говорить о создании холдинга, необходимо решить вопрос о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Причем даже после акционирования госпредприятий на создание холдинга уйдет как минимум полгода, считает он.
Отдел компаний РБК
Наталья Бендина, 29.09.2004
Увеличение расходов на оборону в российском бюджете на следующий год никак не отразится на финансовом состоянии НПО "Энергомаш" - одного из ведущих мировых производителей ракетных двигателей. Такое заявление сделал вчера генеральный директор и генеральный конструктор НПО "Энергомаш" Борис Каторгин. Похоже, что, несмотря на громкие заявления различных высокопоставленных чиновников о необходимости возрождения российской ракетно-космической отрасли, ситуация на большинстве предприятий остается прежней - самую значительную долю финансовых поступлений обеспечивают зарубежные контракты и "гражданская" составляющая производства. Для НПО "Энергомаш" такой "кормушкой" является подписанный в 1997 г. контракт с американской корпорацией Lockheed Martin на поставку в течение десяти лет 101 двигателя РД-180 для ракет-носителей Atlas-3 и Atlas-5. Общая сумма сделки составляет более 1 млрд долл. По сравнению с этими объемами помощь государства, которое, к примеру, в прошлом году с большой помпой выделило "Энергомашу" 16 млн руб. для закупки высокоточных станков, выглядит насмешкой. Поэтому неудивительно, что работы по большей части перспективных проектов, таких как программа "Волга" (создание многоразового кислородно-метанового ракетного двигателя), строительство нового ракетного двигателя РД-191 (предназначен для установки на семействе новых ракет-носителей "Ангара"

НПО "Энергомаш" - ведущее российское предприятие по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. Российские объекты, от первого искусственного спутника Земли, первого космического корабля с человеком на борту до орбитальной станции "Мир", сверхмощной ракеты "Энергия" с космическим кораблем "Буран" и элементов Международной космической станции, оснащены двигателями НПО "Энергомаш". В частности, на российском и зарубежном рынках "Энергомаш" известен как разработчик и изготовитель двигателей для ракет-носителей "Союз", "Протон", "Зенит", "Циклон", "Космос", а также для американских носителей Atlas-3 и Atlas-5. Долгие годы "Энергомаш" работал с надежным заказчиком - Министерством обороны. Но в начале 90-х государство прекратило финансирование и оставило предприятие с неоплаченными заказами и огромными долгами. По рассказам сотрудников НПО, "свет в конце туннеля" забрезжил было перед вторым сроком президентства Бориса Ельцина. В 1996 г., накануне своих перевыборов, первый российский президент посетил предприятие, пообещав ему разнообразные налоговые льготы и послабления, покрытие долгов и прочие блага. До сих пор в выставочном центре "Энергомаша" висит большая фотография Бориса Ельцина, а также подробный фотоотчет о той единственной поездке российского лидера на предприятие. Правда, особенно порадоваться подарку работники НПО не успели - вскоре после удачных выборов Ельцин отменил все обещанные льготы. Единственное, что осталось от "подарков" президента, - это данная предприятию возможность продавать свою продукцию за рубеж.
Именно масштабный контракт с США на поставку двигателей РД-180 и стал в итоге одним из тех "спасательных кругов", которые помогли предприятию выжить. Сейчас, по словам Бориса Каторгина, поставлено уже 23 таких двигателя, 8 из которых установлены на ракеты-носители, и поставка еще 50 двигателей уже оплачена "Энергомашу". Что касается расширения международного сотрудничества, то, по словам Бориса Каторгина, НПО хочет "расширять свой потенциал на международной арене", но дальше переговоров дело пока не заходит. Правда, в числе партнеров "Энергомаша" в будущем может оказаться Южная Корея - напомним, что недавно в рамках встречи российского президента с корейским лидером Но Му Хеном было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в области космоса, что, по словам г-на Каторгина, "дает зеленый свет" для возможных будущих контрактов. Дело в том, что Южная Корея хочет создать собственную систему космического запуска, в чем ей может помочь Россия в лице НПЦ им. Хруничева и НПО "Энергомаш" (предполагается, что для этого будет построен космодром в Корее, а также осуществлен запуск российско-корейского космического экипажа). Предполагаемый доход российской стороны оценивается в 200 млн долл.
Помимо работы по "американскому" контракту в этом году, по словам Бориса Каторгина, "Энергомаш" провел сертификацию модернизированного двигателя для ракеты-носителя "Зенит" РД-171М - три таких двигателя были поставлены на Украину на ПО "Южмаш" (где собираются ракеты "Зенит"

Еще одна тема, которой коснулся в своем выступлении Борис Каторгин, - создание интегрированной структуры на базе НПО "Энергомаш". Напомним, что в июле этого года в Федеральном космическом агентстве (ФКА) состоялось очередное координационное совещание по этому вопросу. Идея интеграции предприятий, специализирующихся на ракетно-космическом двигателестроении, бродит в недрах ФКА уже давно. Цели данного мероприятия, как всегда, исключительно благие - как говорится в отчете совещания, объединение необходимо для "сохранения научно-технического потенциала РФ", "повышения конкурентоспособности ее продукции" и т. д. Для этого предполагается под эгидой "Энергомаша" объединить КБ "Химавтоматика", КБ "Воронежский механический завод" (ВМЗ), Усть-Катавский вагоностроительный завод, КБ "Факел", а также КБ "Химмаш" имени Исаева и ряд других предприятий. Впрочем, по мнению Бориса Каторгина, создание такой корпорации - задача очень сложная, так как вышеперечисленные предприятия ранее никогда не работали над совместными проектами, не ставили общих целей и задач. "В октябре действительно было проведено совещание по этому вопросу, однако до каких-то конкретных действий пока дело не дошло, - говорит г?н Каторгин. - Вообще, увидеть положительное зерно в этом объединении довольно трудно". В отчете о совещании пункт о дальнейших действиях по созданию холдинга прописан очень туманно. "Очередным этапом работы станет подготовка проекта указа президента", - говорится в нем. По мнению же Бориса Каторгина, прежде чем говорить о создании холдинга, необходимо решить вопрос о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Причем даже после акционирования госпредприятий на создание холдинга уйдет как минимум полгода, считает он.
Отдел компаний РБК
Наталья Бендина, 29.09.2004