16.03.2007, №46 (1820)“Потому что я так хочу” (Because I Said So) — наглядный пример того, что психоаналитические сюжеты — идеальная почва для комедий. Режиссер Майкл Леманн, рассказывая о взаимоотношениях слишком властной невротички-матери и ее взрослой незамужней дочери, использует все возможные комедийные приемы, от торта в лицо до собаки, насилующей пуфик. Результат больше напоминает фильм ужасов.
Мать трех дочерей, которой без малого шестьдесят (Дайан Китон), безуспешно пытается выдать замуж младшую (Мэнди Мур) — остальные уже пристроены. Но младшая, когда смеется, похрюкивает, чем отпугивает всех потенциальных женихов. Мать помещает в Интернете объявление о том, что ищет спутника жизни для дочери. Она лично оценивает всех соискателей и выбирает в качестве будущего зятя молодого архитектора. Попутно у дочери появляется еще один поклонник, гитарист с татуировками и маленьким сыном. Девушка печет невероятной красоты торты на чужие свадьбы, никак не может выбрать мужа и безуспешно пытается выйти из-под маминой гиперопеки. Ближе к концу фильма выясняется, что мама никогда в жизни не испытывала оргазма, отсюда и все ее проблемы.
В фильме “Потому что я так хочу” на самом деле сконструирована идеальная женская вселенная — фригидная, как героиня Дайан Китон, и приторная, как свадебный торт. Это мир женщин, увиденный глазами мужчины. В этом мире дочери рассказывают матери о своих оргазмах — и делают это в обувном магазине. Подгоревший шоколадный мусс символизирует здесь любовную историю, у которой нет будущего. А барышня, профессионально занимающаяся кулинарией, делает себе бутерброд из черного хлеба, майонеза и соленых огурцов, и это не считается шуткой. Мамаша-монстр, подглядывающая в окно за дочкиным свиданием, старшие сестры, отпихивающие своих мужей, чтобы поговорить по телефону с младшенькой, порносайты, где мужчина просто целуется с женщиной под красноречивые “оооох” и “ууууууй”, — в общем, ожившие страницы глянцевого женского журнала. Здесь есть и разговоры о сексе, и романтическая история, и знакомства через Интернет, и кулинарные рецепты, и чуть-чуть доморощенного психоанализа, и, конечно, психологический тест: кто тебе больше нравится — богатый архитектор или бедный отец-одиночка с ребенком? Что ты предпочтешь, платье в горошек или красную нижнюю юбку?
Эта выхолощенная вселенная с ее радостной условностью и полным отсутствием логики — идеальное пространство для комедии. Но для того, чтобы было хоть немножко смешно, в нее надо запустить кого-нибудь живого.
Видимо, режиссер думал, что на роль живого лучше всего подойдет оскароносная Дайан Китон — легендарная актриса из “Крестного отца” и “Энни Холл”. Ее обаяние способно даже самый плохой сценарий, вроде недавнего “Любовь по правилам… и без”, превратить в забавное кино. Но в роли 60-летней мамочки-наседки, испытывающей свой первый оргазм, Китон — заполошная, назойливая, монструозная баба, которую с первых минут фильма хочется изолировать от общества.
Когда Майкл Леманн, автор “Гудзонского ястреба” и “Правды о кошках и собаках”, снимал свой первый фильм — “Клан Хизер”, он хотел убить всех главных героев. Но продюсеры потребовали хеппи-энда. С тех пор Леманн, видимо, забыл о своих юношеских амбициях, и хеппи-энды теперь строгает без напоминаний. Очень, очень жаль: “Потому что я так хочу” только выиграл бы от внезапной смерти всех главных героев