Россия побеждает бедность
По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат
Вчера в Москве в Государственном университете – Высшей школе экономики состоялась презентация доклада Всемирного банка по оценке бедности в России. Основой документа стали результаты анализа основных аспектов и динамики роста бедности в России начиная с 1997 года. На мероприятии отмечалось, что доля малообеспеченных граждан в нашей стране по-прежнему высока и сегодня примерно каждый пятый россиянин живет за чертой бедности (в 2002 г., когда был инициирован проект, этот порог составлял 1056 руб. на человека в месяц). Тем не менее темпы сокращения числа бедных впечатляют: за несколько послекризисных лет их стало вдвое меньше (менее 20%). Сегодня же стоит новая задача – сократить число бедных в России к 2007 году еще в два раза. В докладе Всемирного банка говорится, что сокращение бедности вдвое – цель потенциально достижимая, однако крайне сложная. При росте потребления на 5% в год масштабы бедности к 2007 году действительно должны сократиться до 10,2%. Однако если рост потребления составит лишь 3% в год, количество бедных сократится только примерно на треть, отмечают во Всемирном банке. Для того чтобы сбылся наиболее оптимистичный прогноз, банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня – не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.
Исследования, которые легли в основу доклада, проводились российскими и международными экспертами в течение последних двух лет в рамках первого этапа проекта «Совершенствование измерения, мониторинга и анализа бедности в России». Данный проект – совместная инициатива Всемирного банка, Департамента международного развития Великобритании и группы специалистов правительства РФ, включающей представителей Минтруда, Росстата, Минэкономразвития и Минфина. Ответственность же за методологию, выводы и рекомендации по преодолению бедности, предложенные в докладе, несет исключительно Всемирный банк.
Из доклада, представленного ведущим экономистом банка Радваном Шабаном, следовало, что после пика бедности в России, достигнутого в 1999 г. и приведшего к падению доходов и усилению неравенства, к 2002 г. Россия сумела вдвое сократить долю бедных – с 41,5% до 19,6% населения, и за это время около 30 млн человек выбрались из бедности. По его словам, показатель бедности на сегодня более высок среди сельского населения. «В бедности живет около 30,4% сельского населения против 15,7% городского населения», – сообщил г-н Шабан, отметив, что бедность в России не является глубокой и большое количество людей сосредоточено вокруг черты бедности. По его словам, основная причина этого – экономическая нестабильность. А серьезным фактором бедности является «низкая заработная плата и низкая производительность».
Особо в докладе была выделена социальная составляющая бедности. Так, было отмечено, что на сегодня в России существует значительное неравенство в доступе к «базовым инфраструктурным услугам». Иными словами, дети из бедных семей реже получают необязательное (высшее) образование, у бедных россиян показатели здоровья хуже, чем у более зажиточных, а малообеспеченные категории населения получают мизерные льготы. В результате были предложены рекомендации по сокращению бедности. По мнению банка, диверсификация экономики (то есть уменьшение зависимости от цены на нефть) и стабильный экономический рост являются первым компонентом стратегии сокращения бедности. Кроме того, Всемирный банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности, сфокусировать свои действия на особо бедных слоях населения, а также пересмотреть социальную политику по отношению к бедному населению. На практике это может вылиться в перераспределение льгот за счет введения балльной системы: чем меньше человек обеспечен, тем больший балл ему присваивается, соответственно, льготы для обеспеченных людей по этой системе могут быть сведены на нет.
Российские эксперты, хотя и поблагодарили г-на Шабана за глубокий анализ ситуации, не согласились с методом выхода из нее. По их словам, если бы все было так просто, в России не было бы столько бедных. «Серьезного расхождения в результатах, которые получают российские эксперты и которые получил Всемирный банк, не наблюдается. В докладе мы не видим сравнения ситуации, как она выглядит при действующей методике [преодоления бедности] и как она будет выглядеть при предлагаемой методике. Поэтому вряд ли нужно изменять методологическую базу, когда выводы будут теми же самыми, – комментирует Лилия Овчарова, директор научных программ Независимого института социальной политики. – Главное – это то, что бедность в России в настоящее время связана с ситуацией на рынке труда. Если мы посмотрим на бедные домашние хозяйства, то у нас примерно 60% бедных семей имеют в своем составе хотя бы одного неработающего взрослого. А порядка 70–80% недостающего дохода приходится именно на те семьи, где есть неработающий взрослый».
Поэтому главная задача – не перераспределять льготы, а прилагать усилия к сокращению числа безработных в регионах. «Нужно ответить на вопрос: либо мы интегрируем неработающего взрослого в рынок труда, либо мы платим ему адресное пособие по бедности. И если мы идем на эту меру, то так ли это хорошо в настоящее время? Потому что тогда среди получающих адресное пособие по бедности станет очень много трудоспособных граждан. Этот вопрос ключевой, и я бы относилась к его решению очень и очень осторожно, – говорит г-жа Овчарова. – Наши исследования показывают, что чем больше идет федеральных денег в регион, тем больше этих денег распределяются не в пользу бедных. Поэтому нужно очень подумать, прежде чем оказывать поддержку беднейшим территориям методом межбюджетных отношений. Я бы не хотела, чтобы у нас складывались иллюзии, что есть простые и дешевые решения». По словам Лилии Овчаровой, дать достаточно быстрый эффект в деле снижения числа бедных может главным образом увеличение числа рабочих мест в регионах со средними показателями экономического развития.
Отдел экономики
Андрей Сердечнов, 23.09.2004 РБК
По мнению Всемирного банка, для решения проблемы бедности России нужно кардинальным образом пересмотреть политику социальных выплат
Вчера в Москве в Государственном университете – Высшей школе экономики состоялась презентация доклада Всемирного банка по оценке бедности в России. Основой документа стали результаты анализа основных аспектов и динамики роста бедности в России начиная с 1997 года. На мероприятии отмечалось, что доля малообеспеченных граждан в нашей стране по-прежнему высока и сегодня примерно каждый пятый россиянин живет за чертой бедности (в 2002 г., когда был инициирован проект, этот порог составлял 1056 руб. на человека в месяц). Тем не менее темпы сокращения числа бедных впечатляют: за несколько послекризисных лет их стало вдвое меньше (менее 20%). Сегодня же стоит новая задача – сократить число бедных в России к 2007 году еще в два раза. В докладе Всемирного банка говорится, что сокращение бедности вдвое – цель потенциально достижимая, однако крайне сложная. При росте потребления на 5% в год масштабы бедности к 2007 году действительно должны сократиться до 10,2%. Однако если рост потребления составит лишь 3% в год, количество бедных сократится только примерно на треть, отмечают во Всемирном банке. Для того чтобы сбылся наиболее оптимистичный прогноз, банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня – не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.
Исследования, которые легли в основу доклада, проводились российскими и международными экспертами в течение последних двух лет в рамках первого этапа проекта «Совершенствование измерения, мониторинга и анализа бедности в России». Данный проект – совместная инициатива Всемирного банка, Департамента международного развития Великобритании и группы специалистов правительства РФ, включающей представителей Минтруда, Росстата, Минэкономразвития и Минфина. Ответственность же за методологию, выводы и рекомендации по преодолению бедности, предложенные в докладе, несет исключительно Всемирный банк.
Из доклада, представленного ведущим экономистом банка Радваном Шабаном, следовало, что после пика бедности в России, достигнутого в 1999 г. и приведшего к падению доходов и усилению неравенства, к 2002 г. Россия сумела вдвое сократить долю бедных – с 41,5% до 19,6% населения, и за это время около 30 млн человек выбрались из бедности. По его словам, показатель бедности на сегодня более высок среди сельского населения. «В бедности живет около 30,4% сельского населения против 15,7% городского населения», – сообщил г-н Шабан, отметив, что бедность в России не является глубокой и большое количество людей сосредоточено вокруг черты бедности. По его словам, основная причина этого – экономическая нестабильность. А серьезным фактором бедности является «низкая заработная плата и низкая производительность».
Особо в докладе была выделена социальная составляющая бедности. Так, было отмечено, что на сегодня в России существует значительное неравенство в доступе к «базовым инфраструктурным услугам». Иными словами, дети из бедных семей реже получают необязательное (высшее) образование, у бедных россиян показатели здоровья хуже, чем у более зажиточных, а малообеспеченные категории населения получают мизерные льготы. В результате были предложены рекомендации по сокращению бедности. По мнению банка, диверсификация экономики (то есть уменьшение зависимости от цены на нефть) и стабильный экономический рост являются первым компонентом стратегии сокращения бедности. Кроме того, Всемирный банк призывает Россию повысить адресность действий по снижению бедности, сфокусировать свои действия на особо бедных слоях населения, а также пересмотреть социальную политику по отношению к бедному населению. На практике это может вылиться в перераспределение льгот за счет введения балльной системы: чем меньше человек обеспечен, тем больший балл ему присваивается, соответственно, льготы для обеспеченных людей по этой системе могут быть сведены на нет.
Российские эксперты, хотя и поблагодарили г-на Шабана за глубокий анализ ситуации, не согласились с методом выхода из нее. По их словам, если бы все было так просто, в России не было бы столько бедных. «Серьезного расхождения в результатах, которые получают российские эксперты и которые получил Всемирный банк, не наблюдается. В докладе мы не видим сравнения ситуации, как она выглядит при действующей методике [преодоления бедности] и как она будет выглядеть при предлагаемой методике. Поэтому вряд ли нужно изменять методологическую базу, когда выводы будут теми же самыми, – комментирует Лилия Овчарова, директор научных программ Независимого института социальной политики. – Главное – это то, что бедность в России в настоящее время связана с ситуацией на рынке труда. Если мы посмотрим на бедные домашние хозяйства, то у нас примерно 60% бедных семей имеют в своем составе хотя бы одного неработающего взрослого. А порядка 70–80% недостающего дохода приходится именно на те семьи, где есть неработающий взрослый».
Поэтому главная задача – не перераспределять льготы, а прилагать усилия к сокращению числа безработных в регионах. «Нужно ответить на вопрос: либо мы интегрируем неработающего взрослого в рынок труда, либо мы платим ему адресное пособие по бедности. И если мы идем на эту меру, то так ли это хорошо в настоящее время? Потому что тогда среди получающих адресное пособие по бедности станет очень много трудоспособных граждан. Этот вопрос ключевой, и я бы относилась к его решению очень и очень осторожно, – говорит г-жа Овчарова. – Наши исследования показывают, что чем больше идет федеральных денег в регион, тем больше этих денег распределяются не в пользу бедных. Поэтому нужно очень подумать, прежде чем оказывать поддержку беднейшим территориям методом межбюджетных отношений. Я бы не хотела, чтобы у нас складывались иллюзии, что есть простые и дешевые решения». По словам Лилии Овчаровой, дать достаточно быстрый эффект в деле снижения числа бедных может главным образом увеличение числа рабочих мест в регионах со средними показателями экономического развития.
Отдел экономики
Андрей Сердечнов, 23.09.2004 РБК