Инвестиции нужнее
Российский бизнес не стремится за границу
Александра Петрачкова
Григорий Милов
Ведомости
15.03.2007, №45 (1819)Три четверти российских компаний ничего не собираются покупать за рубежом, выяснил PricewaterhouseCoopers, опросив их руководителей. Зато почти все хотят привлечь иностранные инвестиции — для доступа к инновациям, защиты от политических рисков или выхода из бизнеса.
--------------------------------------------------------------------------------
В опросе PwC принял участие 51 руководитель компаний, вошедших в список “Эксперт-400” и Forbes-200.
--------------------------------------------------------------------------------
Российские компании с уверенностью смотрят в будущее. Согласно результатам опроса, 84% руководителей уверены в росте выручки компаний в ближайшие три года. Причем за последний год число оптимистов выросло на треть. Но есть риски, которые угрожают развитию бизнеса, — на первое место российские топ-менеджеры поставили нехватку кадров с нужной квалификацией (76%). “Персонала не хватает везде, кроме потребительских отраслей”, — разделяет их опасения управляющий партнер хедхантинговой компании Ward Howell International Сергей Воробьев. А в коммерческих компаниях особенно остро не хватает эффективных руководителей, добавляет он.
Чрезмерное регулирование беспокоит 65% бизнесменов, а еще 57% волнует политическая нестабильность, что “естественно для предвыборного года”, отмечается в докладе PwC. Компании готовы тратить достаточно большие деньги на снижение этих рисков: 67% опрошенных сказали, что они борются с недостатком трудовых ресурсов, 22% пытаются противостоять административному прессу, а 14% даже как-то исправляют политическую неопределенность.
Опрос PwC показал, что масштаб экспансии российских компаний за рубеж сильно преувеличен. Только 10% компаний сообщили, что за последний год приобретали международные активы. Это значительно меньше, чем в мире (27%) и даже в BRIC (в Бразилии — 23%, в Китае — 19%). Только 12% топ-менеджеров планируют совершить международное слияние или поглощение. А 74% опрошенных заявили, что зарубежные покупки не стоят в их планах.
Зато 90% компаний хотели бы привлечь иностранные инвестиции. При этом для 77% руководителей они важны для расширения международного и регионального присутствия, для 48% — для доступа к техническим и организационным инновациям, для 34% — для управления политическими рисками и еще для 17% — для выхода из бизнеса. В конце прошлого года ConocoPhillips довела до 20% долю в “Лукойле”, и компании вместе развивают большой проект в Тимано-Печорской провинции, а Conoco помогает российскому партнеру покупать активы за рубежом — например, сеть заправок в Европе. Для доступа к техническим инновациям 10% “Иркута” в конце 2005 г. были проданы европейскому авиастроительному консорциуму EADS. Самый яркий пример выхода из бизнеса — продажа “Интерросом” “Силовых машин” Siemens и РАО ЕЭС. По мнению руководителя аналитического отдела “Атона” Стивена Дашевского, прежде всего от политических рисков компании защищаются тогда, когда они продают существующие пакеты акций без проведения допэмиссии и у них достаточно собственных средств для развития. В пример он приводит IPO НЛМК.
У российских компаний есть шансы получить желанные инвестиции, но конкуренция за них между странами с быстро растущей экономикой усиливается, отмечает гендиректор PwC в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ Майкл Кубена: “Не стоит полагаться только на устойчивый рост экономики и покупательной способности населения, надо улучшать инвестклимат и имидж российского бизнеса за рубежом”. По прогнозу Минэкономразвития, прямых иностранных инвестиций в этом году будет привлечено около $30 млрд (в 2006 г. — $31 млрд). Но на зарубежную экспансию российские компании потратили больше: по оценке Economist Intelligence Unit (EIU), в 2005 г. они купили активов на $120 млрд, заняв среди стран с переходной экономикой третье место после Гонконга и Британских Виргинских островов.
Международная активность очень зависит от отрасли, отмечает вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. Цифра в 10% компаний, которые совершали покупки за рубежом, занижена для металлургии и ТЭКа. “Там почти все что-то покупали”, — говорит он. Заметны мобильные операторы, энергетики и химики. Но постепенно на чужие рынки, по крайней мере в СНГ, начнут выходить компании всех отраслей, считает Суверов
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/15/122334
Российский бизнес не стремится за границу
Александра Петрачкова
Григорий Милов
Ведомости
15.03.2007, №45 (1819)Три четверти российских компаний ничего не собираются покупать за рубежом, выяснил PricewaterhouseCoopers, опросив их руководителей. Зато почти все хотят привлечь иностранные инвестиции — для доступа к инновациям, защиты от политических рисков или выхода из бизнеса.
--------------------------------------------------------------------------------
В опросе PwC принял участие 51 руководитель компаний, вошедших в список “Эксперт-400” и Forbes-200.
--------------------------------------------------------------------------------
Российские компании с уверенностью смотрят в будущее. Согласно результатам опроса, 84% руководителей уверены в росте выручки компаний в ближайшие три года. Причем за последний год число оптимистов выросло на треть. Но есть риски, которые угрожают развитию бизнеса, — на первое место российские топ-менеджеры поставили нехватку кадров с нужной квалификацией (76%). “Персонала не хватает везде, кроме потребительских отраслей”, — разделяет их опасения управляющий партнер хедхантинговой компании Ward Howell International Сергей Воробьев. А в коммерческих компаниях особенно остро не хватает эффективных руководителей, добавляет он.
Чрезмерное регулирование беспокоит 65% бизнесменов, а еще 57% волнует политическая нестабильность, что “естественно для предвыборного года”, отмечается в докладе PwC. Компании готовы тратить достаточно большие деньги на снижение этих рисков: 67% опрошенных сказали, что они борются с недостатком трудовых ресурсов, 22% пытаются противостоять административному прессу, а 14% даже как-то исправляют политическую неопределенность.
Опрос PwC показал, что масштаб экспансии российских компаний за рубеж сильно преувеличен. Только 10% компаний сообщили, что за последний год приобретали международные активы. Это значительно меньше, чем в мире (27%) и даже в BRIC (в Бразилии — 23%, в Китае — 19%). Только 12% топ-менеджеров планируют совершить международное слияние или поглощение. А 74% опрошенных заявили, что зарубежные покупки не стоят в их планах.
Зато 90% компаний хотели бы привлечь иностранные инвестиции. При этом для 77% руководителей они важны для расширения международного и регионального присутствия, для 48% — для доступа к техническим и организационным инновациям, для 34% — для управления политическими рисками и еще для 17% — для выхода из бизнеса. В конце прошлого года ConocoPhillips довела до 20% долю в “Лукойле”, и компании вместе развивают большой проект в Тимано-Печорской провинции, а Conoco помогает российскому партнеру покупать активы за рубежом — например, сеть заправок в Европе. Для доступа к техническим инновациям 10% “Иркута” в конце 2005 г. были проданы европейскому авиастроительному консорциуму EADS. Самый яркий пример выхода из бизнеса — продажа “Интерросом” “Силовых машин” Siemens и РАО ЕЭС. По мнению руководителя аналитического отдела “Атона” Стивена Дашевского, прежде всего от политических рисков компании защищаются тогда, когда они продают существующие пакеты акций без проведения допэмиссии и у них достаточно собственных средств для развития. В пример он приводит IPO НЛМК.
У российских компаний есть шансы получить желанные инвестиции, но конкуренция за них между странами с быстро растущей экономикой усиливается, отмечает гендиректор PwC в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ Майкл Кубена: “Не стоит полагаться только на устойчивый рост экономики и покупательной способности населения, надо улучшать инвестклимат и имидж российского бизнеса за рубежом”. По прогнозу Минэкономразвития, прямых иностранных инвестиций в этом году будет привлечено около $30 млрд (в 2006 г. — $31 млрд). Но на зарубежную экспансию российские компании потратили больше: по оценке Economist Intelligence Unit (EIU), в 2005 г. они купили активов на $120 млрд, заняв среди стран с переходной экономикой третье место после Гонконга и Британских Виргинских островов.
Международная активность очень зависит от отрасли, отмечает вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. Цифра в 10% компаний, которые совершали покупки за рубежом, занижена для металлургии и ТЭКа. “Там почти все что-то покупали”, — говорит он. Заметны мобильные операторы, энергетики и химики. Но постепенно на чужие рынки, по крайней мере в СНГ, начнут выходить компании всех отраслей, считает Суверов
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/03/15/122334