Путин начал новую жизнь с понедельника
Политическая система России станет более контролируемой – однако это слабо меняет ее суть и имеет мало общего с провозглашенной Кремлем «войной против терроризма»
В понедельник Владимир Путин заявил общественности о том, что политическая система России будет коренным образом реформирована. Об этом он сообщил в ходе расширенного заседания правительства с участием региональных лидеров. По словам Владимира Путина, губернаторы теперь будут избираться законодательными собраниями регионов по представлению президента, а Дума полностью перейдет на партийные списки. Впрочем, эксперты указывают на то, что губернаторы – в том числе северокавказские – и сейчас в большинстве своем полностью подконтрольны Кремлю, что до сих пор не очень-то осложняло жизнь ни террористам, ни боевикам. Кроме того, президент объявил о создании Особой федеральной комиссии по Северному Кавказу, возглавит которую – по совместительству став полпредом президента в Южном округе – идеолог административной реформы Дмитрий Козак. Это назначение говорит не только об острейшем кадровом голоде в президентском окружении. Оно свидетельствует еще и о том, что либеральные реформы если не похоронены окончательно, то по крайней мере отходят на второй план.
Наблюдатели ожидали от расширенного заседания правительства сенсаций, но совершенно другого рода. Ожидались в первую очередь объявления об отставках руководителей силовых ведомств – однако этого не произошло. Напротив, президент окончательно «замял» тему ответственности силовых ведомств за теракт в Беслане и предпочел переложить задачу борьбы против терроризма на институты несуществующего гражданского общества. Так, по мнению президента, одним из механизмов борьбы общества и власти с террором должны стать общенациональные политические партии. Кроме того, Путин одобрил идею создания гражданами «добровольных структур в сфере охраны общественного порядка». Что же касается власти, то она, по мнению президента, должна пойти проверенным путем – усилить «вертикаль». Например, Кремль должен назначать губернаторов, а в Думе должны быть представлены только имеющиеся четыре партии.
«Речь идет об ограничении прав губернаторов – и в том, и в другом случае, – сказал RBC daily руководитель исследовательской компании Mercator Group Дмитрий Орешкин. – Во-первых, прерогатива оценивать эффективность деятельности глав субъектов Федерации переходит из рук соответствующих избирателей в руки кремлевской администрации, то есть избиратели отстранены от прямого участия в выборах губернатора». Это становится проблемой Кремля и законодательного собрания. А поскольку заксобрания не представляют собой самостоятельной политической силы, то судьба губернаторов переходит к Кремлю, то есть можно, по сути, говорить об их назначении, отмечает г-н Орешкин. «Во-вторых, выборы по одномандатным округам сильно зависели от губернаторов, и таким образом они могли сформировать в Госдуме губернаторское лобби», – говорит он.
По мнению руководителя спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрия Бадовского, речь идет лишь о принятии окончательных решений по тем вопросам, обсуждение которых шло уже давно. «Сочетание этих двух решений в перспективе ставит вопрос – и я не исключаю, что он будет рассмотрен в ближайшее время, – о реформе Совета Федерации, – сказал г-н Бадовский RBC daily. – Однако нынешнее решение создает разнонаправленные импульсы в отношении СФ, и сказать, какое решение будет принято, пока трудно». С одной стороны, переход Госдумы на полностью пропорциональную систему теоретически должен быть компенсирован прямыми мажоритарными выборами в Совфед. С другой стороны, переход к непрямому избранию губернаторов, по логике, должен приводить к возврату к прежней модели формирования СФ. Судя по всему, оба решения направлены на то, чтобы партии стали новым механизмом, призванным «скрепить» вертикаль и сделать ее более контролируемой.
«Все это сочетается с идеологемой об укреплении партийной системы. Ведь законодательные собрания регионов формируются по партийным спискам и одномандатным округам в пропорции 50 на 50, и эту норму, видимо, менять не будут, – отмечает Дмитрий Бадовский. – Таким образом, избирать губернатора будут фактически те же политические партии». Другой вопрос – верна ли ставка на партийную систему, если учесть, что главным ее элементом является «Единая Россия». «С одной стороны, очевидна логика «партизации» власти, переход к концепции правящих партий, что положительно для «Единой России». Но «Единая Россия» на сегодняшний день представляет собой внутренне противоречивую и рыхлую структуру, – говорит Дмитрий Бадовский. – Эти противоречия не достигали критического уровня, так как роль партии не была ключевой. Придание же ей ключевой роли может привести к трансформации ЕР с выделением из нее второй партийной структуры».
Впрочем, эксперты сомневаются, что укрепление вертикали может дать желаемый результат: ведь по сути большинство губернаторов и так полностью контролируются Кремлем. «Самое печальное, что Кремлю это дает иллюзию контроля над ситуацией, а не реальный контроль, – говорит Дмитрий Орешкин. – Никто не сомневается в том, что Алханов, Зязиков и Дзасохов являются ставленниками Кремля. Их министры внутренних дел и руководители региональных УФСБ назначаются из Москвы. Их ведь назначил не террористический интернационал, а Кремль – но безопасности это не прибавило». По его мнению, единоличный президентский контроль над руководителями регионов и ведомств отнюдь не гарантирует эффективности их работы. «Я с ужасом наблюдаю, как Путин строит вертикаль власти, а вертикаль идет «мимо страны», – отмечает г-н Орешкин. – Он контролирует Алханова, а Алханов не контролирует Чечню, он контролирует Дзасохова, а Дзасохов не контролирует Осетию. Путин контролирует МВД, а террористы проезжают милицейские посты за пятьсот долларов».
Что же касается назначения Дмитрия Козака полпредом президента в ЮФО и главой Особой комиссии по Северному Кавказу, то оно весьма симптоматично. «Козак – классический и единственный в своем роде представитель нынешней правящей элиты, которого можно охарактеризовать как проектного менеджера, – говорит Дмитрий Бадовский. – Это человек Путина, который работает над проектами, и только над проектами. Таковыми были судебная реформа, разграничение полномочий, реформа правительства». Однако Козак не успевал завершить один проект, как его уже переводили на другой: теперь новым проектом, приоритетным для президента, стал Кавказ. «Это еще один показатель того, как слаба команда Путина с точки зрения кадрового наполнения и кадрового резерва, – отмечает эксперт НИИСС. – Каждый раз одно и то же: когда возникает некий межведомственный проект, выясняется, что им опять должен заниматься Козак». При этом кто будет руководить незавершенными реформами – разграничением полномочий центра, регионов и муниципалитетов, а также реформой госслужбы, – неизвестно. Это явно говорит о том, что реформы перестали быть приоритетом для Кремля. «О реформах забыли, – констатирует Дмитрий Орешкин. – Какие могут быть разграничения полномочий, когда речь идет о вертикали власти? Во всяком случае, их задвинули в долгий ящик».
Отдел политики РБК
Антон Попов, 14.09.2004
Политическая система России станет более контролируемой – однако это слабо меняет ее суть и имеет мало общего с провозглашенной Кремлем «войной против терроризма»
В понедельник Владимир Путин заявил общественности о том, что политическая система России будет коренным образом реформирована. Об этом он сообщил в ходе расширенного заседания правительства с участием региональных лидеров. По словам Владимира Путина, губернаторы теперь будут избираться законодательными собраниями регионов по представлению президента, а Дума полностью перейдет на партийные списки. Впрочем, эксперты указывают на то, что губернаторы – в том числе северокавказские – и сейчас в большинстве своем полностью подконтрольны Кремлю, что до сих пор не очень-то осложняло жизнь ни террористам, ни боевикам. Кроме того, президент объявил о создании Особой федеральной комиссии по Северному Кавказу, возглавит которую – по совместительству став полпредом президента в Южном округе – идеолог административной реформы Дмитрий Козак. Это назначение говорит не только об острейшем кадровом голоде в президентском окружении. Оно свидетельствует еще и о том, что либеральные реформы если не похоронены окончательно, то по крайней мере отходят на второй план.
Наблюдатели ожидали от расширенного заседания правительства сенсаций, но совершенно другого рода. Ожидались в первую очередь объявления об отставках руководителей силовых ведомств – однако этого не произошло. Напротив, президент окончательно «замял» тему ответственности силовых ведомств за теракт в Беслане и предпочел переложить задачу борьбы против терроризма на институты несуществующего гражданского общества. Так, по мнению президента, одним из механизмов борьбы общества и власти с террором должны стать общенациональные политические партии. Кроме того, Путин одобрил идею создания гражданами «добровольных структур в сфере охраны общественного порядка». Что же касается власти, то она, по мнению президента, должна пойти проверенным путем – усилить «вертикаль». Например, Кремль должен назначать губернаторов, а в Думе должны быть представлены только имеющиеся четыре партии.
«Речь идет об ограничении прав губернаторов – и в том, и в другом случае, – сказал RBC daily руководитель исследовательской компании Mercator Group Дмитрий Орешкин. – Во-первых, прерогатива оценивать эффективность деятельности глав субъектов Федерации переходит из рук соответствующих избирателей в руки кремлевской администрации, то есть избиратели отстранены от прямого участия в выборах губернатора». Это становится проблемой Кремля и законодательного собрания. А поскольку заксобрания не представляют собой самостоятельной политической силы, то судьба губернаторов переходит к Кремлю, то есть можно, по сути, говорить об их назначении, отмечает г-н Орешкин. «Во-вторых, выборы по одномандатным округам сильно зависели от губернаторов, и таким образом они могли сформировать в Госдуме губернаторское лобби», – говорит он.
По мнению руководителя спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрия Бадовского, речь идет лишь о принятии окончательных решений по тем вопросам, обсуждение которых шло уже давно. «Сочетание этих двух решений в перспективе ставит вопрос – и я не исключаю, что он будет рассмотрен в ближайшее время, – о реформе Совета Федерации, – сказал г-н Бадовский RBC daily. – Однако нынешнее решение создает разнонаправленные импульсы в отношении СФ, и сказать, какое решение будет принято, пока трудно». С одной стороны, переход Госдумы на полностью пропорциональную систему теоретически должен быть компенсирован прямыми мажоритарными выборами в Совфед. С другой стороны, переход к непрямому избранию губернаторов, по логике, должен приводить к возврату к прежней модели формирования СФ. Судя по всему, оба решения направлены на то, чтобы партии стали новым механизмом, призванным «скрепить» вертикаль и сделать ее более контролируемой.
«Все это сочетается с идеологемой об укреплении партийной системы. Ведь законодательные собрания регионов формируются по партийным спискам и одномандатным округам в пропорции 50 на 50, и эту норму, видимо, менять не будут, – отмечает Дмитрий Бадовский. – Таким образом, избирать губернатора будут фактически те же политические партии». Другой вопрос – верна ли ставка на партийную систему, если учесть, что главным ее элементом является «Единая Россия». «С одной стороны, очевидна логика «партизации» власти, переход к концепции правящих партий, что положительно для «Единой России». Но «Единая Россия» на сегодняшний день представляет собой внутренне противоречивую и рыхлую структуру, – говорит Дмитрий Бадовский. – Эти противоречия не достигали критического уровня, так как роль партии не была ключевой. Придание же ей ключевой роли может привести к трансформации ЕР с выделением из нее второй партийной структуры».
Впрочем, эксперты сомневаются, что укрепление вертикали может дать желаемый результат: ведь по сути большинство губернаторов и так полностью контролируются Кремлем. «Самое печальное, что Кремлю это дает иллюзию контроля над ситуацией, а не реальный контроль, – говорит Дмитрий Орешкин. – Никто не сомневается в том, что Алханов, Зязиков и Дзасохов являются ставленниками Кремля. Их министры внутренних дел и руководители региональных УФСБ назначаются из Москвы. Их ведь назначил не террористический интернационал, а Кремль – но безопасности это не прибавило». По его мнению, единоличный президентский контроль над руководителями регионов и ведомств отнюдь не гарантирует эффективности их работы. «Я с ужасом наблюдаю, как Путин строит вертикаль власти, а вертикаль идет «мимо страны», – отмечает г-н Орешкин. – Он контролирует Алханова, а Алханов не контролирует Чечню, он контролирует Дзасохова, а Дзасохов не контролирует Осетию. Путин контролирует МВД, а террористы проезжают милицейские посты за пятьсот долларов».
Что же касается назначения Дмитрия Козака полпредом президента в ЮФО и главой Особой комиссии по Северному Кавказу, то оно весьма симптоматично. «Козак – классический и единственный в своем роде представитель нынешней правящей элиты, которого можно охарактеризовать как проектного менеджера, – говорит Дмитрий Бадовский. – Это человек Путина, который работает над проектами, и только над проектами. Таковыми были судебная реформа, разграничение полномочий, реформа правительства». Однако Козак не успевал завершить один проект, как его уже переводили на другой: теперь новым проектом, приоритетным для президента, стал Кавказ. «Это еще один показатель того, как слаба команда Путина с точки зрения кадрового наполнения и кадрового резерва, – отмечает эксперт НИИСС. – Каждый раз одно и то же: когда возникает некий межведомственный проект, выясняется, что им опять должен заниматься Козак». При этом кто будет руководить незавершенными реформами – разграничением полномочий центра, регионов и муниципалитетов, а также реформой госслужбы, – неизвестно. Это явно говорит о том, что реформы перестали быть приоритетом для Кремля. «О реформах забыли, – констатирует Дмитрий Орешкин. – Какие могут быть разграничения полномочий, когда речь идет о вертикали власти? Во всяком случае, их задвинули в долгий ящик».
Отдел политики РБК
Антон Попов, 14.09.2004
да там были такие про новую организацию аппарата Президента, Правительства РФ, монетизация льгот, теперь вот вертикаль власти делают еще более вертикальной...
Неужели ты не понимаешь, что так -для всех проще и лучше? Нам и думать-то больше ни о чем не нать
Мне так понравилось - для Яковлева министерство реанимировали. Простенько и со вкусом!
Министерство реанимировали потому, что "так надо", а вот Яковлева туда поставили наверное за то, что в Питере во времена его мэрства погромов на рынках не было
Нам и думать-то больше ни о чем не нать
как енто "не нать"? А выборы единсвенно верной направляющей на путь истенный партии? Там же нужно великий и могчий ум всей нации применять, чтоб значечек в нужном квадратике биллютеня поставить...
Прости, не подумала..
какие еще 3 года, кто сказал "3 года"? может быть оговорились, может быть имели ввиду 3 десятка лет?
3 года на заучивание!!! А потом один раз отметимся - и баста
Мозги экономить нужно
Для заучивания речевок гимнов и хвалебных од?
Для их написания!
Ты же помнишь, что я - ПОЭТ?! Скоро и буду оды сочинять..
а я думал для написания од ВВП далеко не мозги нужны....
как я сильно ошибался...
они -тоже
ударение на 2-й слог?
Ну, это уже как твоя творческая нотка возжелает