Красный угол, свет в окошке
“Остров” — идеальный лауреат российских кинопремий
Олег Зинцов
Ведомости
29.01.2007, №14 (1788) Шесть “Золотых орлов”, доставшихся “Острову”, делают фильм Павла Лунгина почти официальным символом — вот так, по представлениям культурной элиты, и должно выглядеть сегодня отечественное искусство кино.
Возразить тут, в общем-то, нечего. Удивляться было бы странно. Киноакадемия, возглавляемая Никитой Михалковым, не могла сделать в этом году другой выбор. Посмотрим, как ответит второй местный “Оскар” — “Ника”. Зато кинокритики, объявившие недавно номинантов на свою премию “Белый слон”, уже занесли картину Лунгина в число фаворитов.
Не то чтобы “Остров” нравился повально всем, но за полгода с небольшим, прошедших после премьеры на “Кинотавре”, он явно вышел за рамки эстетики, перестал быть “просто фильмом”. Тема практически заслонила все остальное, говорить о художественном качестве более неуместно. Когда в рецензии “Ведомостей” фильм был назван “православным блокбастером”, участники форума на нашем сайте затеяли ожесточенный спор, причем эстетические оценки закономерно оказались на обочине обсуждения.
Похоже, Лунгин обозначил какую-то очень важную зону общественных ожиданий. В ситуации, когда единственной практически работающей идеологией осталось безудержное потребление, сделал и впрямь нужный, своевременный фильм. Занятно, кстати, что в одном из эпизодов юродивый старец в исполнении Петра Мамонова жжет в печи мягкие импортные сапоги настоятеля (Виктор Сухоруков), который сносит это хулиганство со смирением и благодарностью.
Еще занятней, что сам-то фильм непробиваемо комфортен. Речь не только о сюжете, построенном на мнимом грехе (это как раз удачный ход, потому что тут важнее истинное раскаяние). И даже не о красоте картинки (работе на днях ушедшего из жизни оператора Андрея Жегалова никак не откажешь в изысканности). Дело больше в том, как Павел Лунгин настраивает зрительский взгляд, переводит точно и вовремя взятую тему в самый безболезненный, удобный для восприятия регистр.
И сюжет, и северная природа, и отношения героев отутюжены в “Острове” до такого состояния, что все происходящее на экране перестает иметь хоть какое-то отношение к жизни тех, кто на этот экран смотрит. Никто не ковыряется в моей совести, мамоновское юродство не будит во мне стыда, ни с чем во мне не резонирует, оно декоративно. Православие как живописная открытка. Раскаяние как пасхальный кулич.
Но этим “Остров” и берет свое. Он что-то вроде формального отпущения общественных грехов. Мы посмотрели кино про веру и дух, спасибо, спасибо! Теперь у нас внутри все правильно, вернемся в магазин на диване.
Поэтому — победные шесть “Орлов”. Лучший фильм. Лучший режиссер (Павел Лунгин). Лучший оператор (Андрей Жегалов, посмертно). Сценарист (Дмитрий Соболев). Лучшие актеры первого (Петр Мамонов) и второго (Виктор Сухоруков) плана.
Это, судя по всему, начало. “Остров” — идеальный кандидат на получение всех российских кинопремий года. Консолидирующее, общепримиряющее, исключительно позитивное кино, важность которого отменяет любые претензии.
Несогласные автоматически зачисляются в маргиналы и тихо радуются в уголке “Свободному плаванию” — провинциальной одиссее Бориса Хлебникова, из-за слишком человеческой интонации не записанной “Золотым орлом” даже в номинанты.
--------------------------------------------------------------------------------
ДРУГИЕ ЛАУРЕАТЫ “ЗОЛОТОГО ОРЛА”
Лучшая женская роль — Анна Михалкова (“Связь”)
Лучшая женская роль второго плана — Чулпан Хаматова (“Многоточие”)
Лучшая женская роль в телесериале — Инна Чурикова (“В круге первом”)
Лучшая мужская роль в телесериале — Олег Янковский (“Доктор Живаго”)
Лучший мини-сериал — “В круге первом” (режиссер — Глеб Панфилов)
Лучший сериал — “Доктор Живаго” (режиссер — Александр Прошкин)
Лучший анимационный фильм — “Капитанская дочка” (режиссер — Екатерина Михайлова)
Лучшая работа художника-постановщика — Виктор Юшин (“Доктор Живаго”)
Лучшая музыка к фильму — Эдуард Артемьев (“Доктор Живаго”)
Лучший зарубежный фильм в российском прокате — “Возвращение” (режиссер — Педро Альмодовар)
“Золотой орел” “за выдающийся вклад в мировой кинематограф” вручен режиссеру Роману Поланскому
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/29/119711
“Остров” — идеальный лауреат российских кинопремий
Олег Зинцов
Ведомости
29.01.2007, №14 (1788) Шесть “Золотых орлов”, доставшихся “Острову”, делают фильм Павла Лунгина почти официальным символом — вот так, по представлениям культурной элиты, и должно выглядеть сегодня отечественное искусство кино.
Возразить тут, в общем-то, нечего. Удивляться было бы странно. Киноакадемия, возглавляемая Никитой Михалковым, не могла сделать в этом году другой выбор. Посмотрим, как ответит второй местный “Оскар” — “Ника”. Зато кинокритики, объявившие недавно номинантов на свою премию “Белый слон”, уже занесли картину Лунгина в число фаворитов.
Не то чтобы “Остров” нравился повально всем, но за полгода с небольшим, прошедших после премьеры на “Кинотавре”, он явно вышел за рамки эстетики, перестал быть “просто фильмом”. Тема практически заслонила все остальное, говорить о художественном качестве более неуместно. Когда в рецензии “Ведомостей” фильм был назван “православным блокбастером”, участники форума на нашем сайте затеяли ожесточенный спор, причем эстетические оценки закономерно оказались на обочине обсуждения.
Похоже, Лунгин обозначил какую-то очень важную зону общественных ожиданий. В ситуации, когда единственной практически работающей идеологией осталось безудержное потребление, сделал и впрямь нужный, своевременный фильм. Занятно, кстати, что в одном из эпизодов юродивый старец в исполнении Петра Мамонова жжет в печи мягкие импортные сапоги настоятеля (Виктор Сухоруков), который сносит это хулиганство со смирением и благодарностью.
Еще занятней, что сам-то фильм непробиваемо комфортен. Речь не только о сюжете, построенном на мнимом грехе (это как раз удачный ход, потому что тут важнее истинное раскаяние). И даже не о красоте картинки (работе на днях ушедшего из жизни оператора Андрея Жегалова никак не откажешь в изысканности). Дело больше в том, как Павел Лунгин настраивает зрительский взгляд, переводит точно и вовремя взятую тему в самый безболезненный, удобный для восприятия регистр.
И сюжет, и северная природа, и отношения героев отутюжены в “Острове” до такого состояния, что все происходящее на экране перестает иметь хоть какое-то отношение к жизни тех, кто на этот экран смотрит. Никто не ковыряется в моей совести, мамоновское юродство не будит во мне стыда, ни с чем во мне не резонирует, оно декоративно. Православие как живописная открытка. Раскаяние как пасхальный кулич.
Но этим “Остров” и берет свое. Он что-то вроде формального отпущения общественных грехов. Мы посмотрели кино про веру и дух, спасибо, спасибо! Теперь у нас внутри все правильно, вернемся в магазин на диване.
Поэтому — победные шесть “Орлов”. Лучший фильм. Лучший режиссер (Павел Лунгин). Лучший оператор (Андрей Жегалов, посмертно). Сценарист (Дмитрий Соболев). Лучшие актеры первого (Петр Мамонов) и второго (Виктор Сухоруков) плана.
Это, судя по всему, начало. “Остров” — идеальный кандидат на получение всех российских кинопремий года. Консолидирующее, общепримиряющее, исключительно позитивное кино, важность которого отменяет любые претензии.
Несогласные автоматически зачисляются в маргиналы и тихо радуются в уголке “Свободному плаванию” — провинциальной одиссее Бориса Хлебникова, из-за слишком человеческой интонации не записанной “Золотым орлом” даже в номинанты.
--------------------------------------------------------------------------------
ДРУГИЕ ЛАУРЕАТЫ “ЗОЛОТОГО ОРЛА”
Лучшая женская роль — Анна Михалкова (“Связь”)
Лучшая женская роль второго плана — Чулпан Хаматова (“Многоточие”)
Лучшая женская роль в телесериале — Инна Чурикова (“В круге первом”)
Лучшая мужская роль в телесериале — Олег Янковский (“Доктор Живаго”)
Лучший мини-сериал — “В круге первом” (режиссер — Глеб Панфилов)
Лучший сериал — “Доктор Живаго” (режиссер — Александр Прошкин)
Лучший анимационный фильм — “Капитанская дочка” (режиссер — Екатерина Михайлова)
Лучшая работа художника-постановщика — Виктор Юшин (“Доктор Живаго”)
Лучшая музыка к фильму — Эдуард Артемьев (“Доктор Живаго”)
Лучший зарубежный фильм в российском прокате — “Возвращение” (режиссер — Педро Альмодовар)
“Золотой орел” “за выдающийся вклад в мировой кинематограф” вручен режиссеру Роману Поланскому
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...07/01/29/119711