17.01.2007, №6 (1780)Российские средние предприятия не спешат применять энергосберегающие технологии. Но важность энергосбережения они уже осознают. Таковы выводы Международной финансовой корпорации (IFC), выделившей на энергосбережение в России $100 млн.
В опросе IFC участвовали 625 российских предприятий из пяти федеральных округов. Опрошенные предприятия потребили в 2005 г. около 115 трлн кВт ч энергоресурсов, потратив на энергию примерно 5,6 млрд руб. Исследование охватило хлебобулочную, кондитерскую, мясомолочную, легкую, деревообрабатывающую отрасли и металлообработку. В основном в опросе участвовали средние предприятия, говорит замруководителя программы по стимулированию инвестиций в энергосбережение IFC Яна Горбатенко. Три четверти участников опроса — компании с выручкой 20-100 млн руб., 15% — от 100 млн до 500 млн руб. Крупные компании уже перешли на режим энергосбережения, говорит Горбатенко, а средние — еще нет.
Как выяснила IFC, осознают важность внедрения энергосберегающих технологий 85% предприятий. В среднем у опрошенных на электричество приходится 13% затрат.
Но до конкретных действий руки дошли мало у кого. Треть компаний начала внедрять энергосберегающие технологии. Больше половины компаний думают, что экономия электроэнергии не превысит 5%, лишь четверть начали искать финансирование для энергосберегающих программ. IFC полагает, что предприятия недооценивают потенциал повышения энергоэффективности — по расчетам Горбатенко, энергосбережение могло бы дать предприятиям 5-7% операционной прибыли.
Основная причина пренебрежения предприятий экономией электроэнергии — недостаточность собственных средств на покупку энергосберегающего оборудования. Денег хватает только на небольшие и быстроокупаемые проекты (70% респондентов покупают оборудование стоимостью до 1 млн руб. и только 6% — дороже 5 млн руб.). А воспользоваться кредитом 37% опрошенным мешает высокая процентная ставка. IFC, подразделение Всемирного банка, выделила на субсидирование процентных ставок по кредитам, идущим на энергосбережение, $100 млн.
“Наша компания воспользовалась льготным кредитом, установка оборудования оправдала его покупку и проценты по кредиту”, — говорит замдиректора по маркетингу компании “Лемакс” (производит водонагреватели, технику для дома) Андрей Иваница.
Бережнее всего к электроэнергии относятся металлурги и машиностроители — у них затраты на энергию больше всех. На 2-м месте — мясная и молочная отрасли. В переработке молока доля затрат на электричество — 5-10%, а в мясной отрасли выше. Но из-за роста тарифов молочники начали задумываться об энергосбережении, говорит глава союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов. Пока на производство сыра в России тратят энергии в два раза больше, чем в Дании.
Респонденты сообщили IFC, что занимались бы энергосбережением, если бы государство поощряло это. Чиновник Минпромэнерго говорит, что федеральная целевая программа энергосбережения разрабатывается, правительство рассмотрит ее в I квартале.
У РАО ЕЭС свои рецепты заставить компании “культурно потреблять электроэнергию”. Постепенно придет понимание, что чем меньше потребляешь, тем лучше для экологии, и компании будут использовать энергию экономнее, если ее доля в затратах вырастет, говорит начальник департамента РАО ЕЭС по работе со СМИ Марита Нагога.
По мнению директора аналитического управления “Антанта-Капитал” Дениса Матофонова, компании рано или поздно выйдут на режим энергосбережения. “Рост цен на энергию исправит ситуацию”, — прогнозирует он. “Рост тарифов — это не стимул, повысить энергоэффективность поможет введение налоговых льгот для экономных предприятий”, — говорит вице-президент “ОПОРы” Алексей Кожевников.