От редакции: По пятому пункту
09.10.2006, №189 (1716)Значимость антигрузинской кампании мешает понять смешение двух разных событий — политического конфликта с Грузией и действий российских властей всех уровней против грузин внутри России. Решения об экономической блокаде Грузии можно обсуждать, можно поддерживать или критиковать, но в любом случае они менее существенны для России, чем внутренняя блокада грузин.
Теория психоанализа считает, что радикальным средством от тоталитарного сознания могут быть только “очевидности разума”, но бывает и наоборот. В это не хочется верить, но, похоже, стадия “наоборот” сейчас накрывает российское общество. Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция по защите национальных меньшинств, статьи 19, 26, 29 Конституции РФ, статьи 282 Уголовного кодекса РФ — все эти действующие на территории России нормы запрещают какую-либо дискриминацию по национальному признаку. “Очевидностью разума” в антигрузинской кампании является ее открытый дискриминационный характер, подлежащий обсуждению в судах различного уровня. Однако же генпрокурор Юрий Чайка утверждает, что все делается законно. Российская практика по делам с национальной подоплекой и в спокойное время была минимальна, а во время государственной кампании доказать дискриминационный характер действий властей будет вообще невозможно (о том, какими нормативными актами прикрываются власти, см. статью на этой же странице).
Власти делают вид, что грузин преследуют за нарушения закона, но на самом деле нынешняя система отношений в политике, экономике, обществе лишь наполовину определяется законами, а на другую половину — понятиями. Эта система позволяет властям, когда выгодно, пользоваться понятиями, когда невыгодно — законами. И выбор в качестве наказуемых законом субъектов системы, принадлежащих к одной национальности, — чистейший шовинизм.
Для российского общества это становится все менее очевидным. Красноречивым является одновременный рост рейтинга Владимира Путина и неприязни россиян к Грузии и “кавказцам”. 52% опрошенных “Левада-центром” в сентябре склонны поддержать официальное признание России “государством русского народа”, в котором все нерусские и приезжие могут жить и работать с определенными ограничениями. Несогласных с таким предложением 40%. Деятельность президента одобряют 75% россиян. “То, что в руках президента сосредоточена практически вся власть в стране”, считают благом 61%.
Преувеличением было бы говорить о националистической политике российских властей. Власти меняют цели в зависимости от “задач момента”. Раньше это были отдельные олигархи, свободная пресса, правозащитники. Теперь — отдельная нация. В любой момент может оказаться, что экономические права россиян ущемляют таксисты, берущие втридорога, или врачи, не выполняющие нацпроект. Тоталитарное сознание общества с готовностью воспримет нового “врага”, на которого укажут государственные СМИ.
Главная проблема — и для осознания этого хватит даже поверхностного знания истории — состоит в том, что власти склонны переоценивать свою возможность контроля за такими процессами. Можно не успеть остановиться.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/10/09/113786
Повестка дня: Кондопога сверху
Михаил Виноградов
09.10.2006, №189 (1716)Циклическое обострение российско-грузинских отношений вызвало широкую волну откликов — от воодушевления по поводу перехода к жесткой внешней политике до сомнений критиков и скептиков относительно эффективности предпринимаемых шагов. Но если в поступках Тбилиси иногда еще усматривают мотивы мобилизации собственного населения на антироссийской волне, то внутриполитическая логика в действиях Москвы по отношению к Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровью обсуждается меньше.
Между тем посткондопожский синдром в российской политике по отношению к Грузии имеет именно внутреннюю природу. На наших глазах происходит попытка ревизии повестки дня предстоящей избирательной кампании 2007-2008 гг. До недавних пор с повесткой дня было все более или менее понятно. Граждане, видя свалившееся на Россию нефтяное богатство, предъявляли запрос на повышение доходов. В ответ власть предложила национальные проекты и демографические инициативы с раздачей небольшого количества денег. Благодарные избиратели, для которых, как считалось, важнейшей из всех ценностей давно стало потребление, должны были сделать в 2008 г. “правильный выбор” вне зависимости от харизматичности кандидатуры преемника. Заявленный прошлой осенью и подтвержденный в майском послании президента левый проект имени Юлии Тимошенко, безусловно, отвечал запросу избирателей.
Альтернативный левому проекту “патриотический” сценарий консолидации нации выглядел куда более рискованно. Для удовлетворения левого запроса контролирующая стабфонд власть располагала естественной монополией, а опыта этнических чисток и патриотической риторики было у нее куда меньше. К тому же задача обеспечения приоритета “коренного населения” над мигрантами в принципе нерешаема — это объясняется множеством демографических и этнопсихологических причин. Наконец, важной целевой аудиторией Кремля оставались ЕС и США, которым с помощью реанимируемой системы иновещания активно демонстрировали образ власти как “единственного европейца в России”, защищающего страну от националистической волны. С целью продвижения этого образа даже затевались регулярные кампании по борьбе с экстремизмом и малопопулярные внутри страны инициативы вроде миграционной амнистии, которую российские чиновники пообещали вскоре после волнений в Париже.
Однако серия убийств иностранных граждан, взрыв на Черкизовском рынке и события в Кондопоге радикально изменили приоритеты. В глазах российских властей “патриотический запрос” общества вдруг перевесил социальные аппетиты. В результате произошла переориентация от левого сценария будущих выборов к “патриотическому”. Его архитекторы рассчитывают использовать существующую в российском обществе мощную националистическую энергию, время от времени выплескивающуюся в антиамериканских, антилатвийских, антиукраинских, антигрузинских или античеченских выступлениях. Как правило, этих волн хватает на две-три недели — кто сейчас вспоминает о косе Тузла или о сербских братьях? Но даже в периоды затишья граждане продолжают верить, что украинцы по своей природе не могут не воровать газ, а грузины — отказаться от привычки регулярно посягать на российскую честь. Такие стереотипы прочны и легко актуализируются во время очередных циклов “патриотической мобилизации”.
За последние 10 дней на смену “европеизации сверху” пришла “Кондопога сверху”. Очевидные преимущества “патриотического” сценария состоят в том, что в отличие от ситуации с социальными инициативами никаких финансовых и военно-политических рисков брать на себя не нужно. Видимость борьбы за поруганную честь и готовности вот-вот приступить к долгожданному собиранию земель (Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья) можно создавать довольно долго, не предъявляя никаких промежуточных результатов. Таким образом, к 2008 г. можно будет окончательно отказаться от обсуждения успехов и неудач правления действующей власти, создавая у общества, как и в 1999-2000 гг., иллюзию грядущей победы, которая и станет долгожданным реваншем России за поражение в холодной войне и распад СССР.
В отличие от левого сценария, побуждающего элиты делиться с гражданами частью национального богатства, “патриотическая мобилизация” позволяет ограничиться серией сугубо имитационных шагов. Вероятность замены кавказских торговцев на рынке славянскими не сильно выше вероятности присоединения к России затертого между Украиной и Молдавией Приднестровья, а вот демонстративные шаги вроде закрытий казино весьма эффектны с пиаровской точки зрения. Посетители казино не ходят на избирательные участки, а рядовые избиратели не бывают в казино, поэтому, когда казино через пару недель снова откроют, убедить обывателей в успешном очищении игорного бизнеса от скверны не составит особого труда.
Уже апробированный в отечественной истории путь замены “коммунизма к 1980 г.” Олимпийскими играми снова материализуется на наших глазах. Осталось посмотреть, насколько деполитизированный и понадеявшийся под воздействием государственной пропаганды на “доступное жилье” и демографические инициативы избиратель легко разменяет свои социальные запросы на геополитические проекты по виртуальному собиранию земель и имитацию окончательного решения национального вопроса.
Автор — руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий “Prопаганда”
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/10/09/113789
09.10.2006, №189 (1716)Значимость антигрузинской кампании мешает понять смешение двух разных событий — политического конфликта с Грузией и действий российских властей всех уровней против грузин внутри России. Решения об экономической блокаде Грузии можно обсуждать, можно поддерживать или критиковать, но в любом случае они менее существенны для России, чем внутренняя блокада грузин.
Теория психоанализа считает, что радикальным средством от тоталитарного сознания могут быть только “очевидности разума”, но бывает и наоборот. В это не хочется верить, но, похоже, стадия “наоборот” сейчас накрывает российское общество. Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция по защите национальных меньшинств, статьи 19, 26, 29 Конституции РФ, статьи 282 Уголовного кодекса РФ — все эти действующие на территории России нормы запрещают какую-либо дискриминацию по национальному признаку. “Очевидностью разума” в антигрузинской кампании является ее открытый дискриминационный характер, подлежащий обсуждению в судах различного уровня. Однако же генпрокурор Юрий Чайка утверждает, что все делается законно. Российская практика по делам с национальной подоплекой и в спокойное время была минимальна, а во время государственной кампании доказать дискриминационный характер действий властей будет вообще невозможно (о том, какими нормативными актами прикрываются власти, см. статью на этой же странице).
Власти делают вид, что грузин преследуют за нарушения закона, но на самом деле нынешняя система отношений в политике, экономике, обществе лишь наполовину определяется законами, а на другую половину — понятиями. Эта система позволяет властям, когда выгодно, пользоваться понятиями, когда невыгодно — законами. И выбор в качестве наказуемых законом субъектов системы, принадлежащих к одной национальности, — чистейший шовинизм.
Для российского общества это становится все менее очевидным. Красноречивым является одновременный рост рейтинга Владимира Путина и неприязни россиян к Грузии и “кавказцам”. 52% опрошенных “Левада-центром” в сентябре склонны поддержать официальное признание России “государством русского народа”, в котором все нерусские и приезжие могут жить и работать с определенными ограничениями. Несогласных с таким предложением 40%. Деятельность президента одобряют 75% россиян. “То, что в руках президента сосредоточена практически вся власть в стране”, считают благом 61%.
Преувеличением было бы говорить о националистической политике российских властей. Власти меняют цели в зависимости от “задач момента”. Раньше это были отдельные олигархи, свободная пресса, правозащитники. Теперь — отдельная нация. В любой момент может оказаться, что экономические права россиян ущемляют таксисты, берущие втридорога, или врачи, не выполняющие нацпроект. Тоталитарное сознание общества с готовностью воспримет нового “врага”, на которого укажут государственные СМИ.
Главная проблема — и для осознания этого хватит даже поверхностного знания истории — состоит в том, что власти склонны переоценивать свою возможность контроля за такими процессами. Можно не успеть остановиться.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/10/09/113786
Повестка дня: Кондопога сверху
Михаил Виноградов
09.10.2006, №189 (1716)Циклическое обострение российско-грузинских отношений вызвало широкую волну откликов — от воодушевления по поводу перехода к жесткой внешней политике до сомнений критиков и скептиков относительно эффективности предпринимаемых шагов. Но если в поступках Тбилиси иногда еще усматривают мотивы мобилизации собственного населения на антироссийской волне, то внутриполитическая логика в действиях Москвы по отношению к Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровью обсуждается меньше.
Между тем посткондопожский синдром в российской политике по отношению к Грузии имеет именно внутреннюю природу. На наших глазах происходит попытка ревизии повестки дня предстоящей избирательной кампании 2007-2008 гг. До недавних пор с повесткой дня было все более или менее понятно. Граждане, видя свалившееся на Россию нефтяное богатство, предъявляли запрос на повышение доходов. В ответ власть предложила национальные проекты и демографические инициативы с раздачей небольшого количества денег. Благодарные избиратели, для которых, как считалось, важнейшей из всех ценностей давно стало потребление, должны были сделать в 2008 г. “правильный выбор” вне зависимости от харизматичности кандидатуры преемника. Заявленный прошлой осенью и подтвержденный в майском послании президента левый проект имени Юлии Тимошенко, безусловно, отвечал запросу избирателей.
Альтернативный левому проекту “патриотический” сценарий консолидации нации выглядел куда более рискованно. Для удовлетворения левого запроса контролирующая стабфонд власть располагала естественной монополией, а опыта этнических чисток и патриотической риторики было у нее куда меньше. К тому же задача обеспечения приоритета “коренного населения” над мигрантами в принципе нерешаема — это объясняется множеством демографических и этнопсихологических причин. Наконец, важной целевой аудиторией Кремля оставались ЕС и США, которым с помощью реанимируемой системы иновещания активно демонстрировали образ власти как “единственного европейца в России”, защищающего страну от националистической волны. С целью продвижения этого образа даже затевались регулярные кампании по борьбе с экстремизмом и малопопулярные внутри страны инициативы вроде миграционной амнистии, которую российские чиновники пообещали вскоре после волнений в Париже.
Однако серия убийств иностранных граждан, взрыв на Черкизовском рынке и события в Кондопоге радикально изменили приоритеты. В глазах российских властей “патриотический запрос” общества вдруг перевесил социальные аппетиты. В результате произошла переориентация от левого сценария будущих выборов к “патриотическому”. Его архитекторы рассчитывают использовать существующую в российском обществе мощную националистическую энергию, время от времени выплескивающуюся в антиамериканских, антилатвийских, антиукраинских, антигрузинских или античеченских выступлениях. Как правило, этих волн хватает на две-три недели — кто сейчас вспоминает о косе Тузла или о сербских братьях? Но даже в периоды затишья граждане продолжают верить, что украинцы по своей природе не могут не воровать газ, а грузины — отказаться от привычки регулярно посягать на российскую честь. Такие стереотипы прочны и легко актуализируются во время очередных циклов “патриотической мобилизации”.
За последние 10 дней на смену “европеизации сверху” пришла “Кондопога сверху”. Очевидные преимущества “патриотического” сценария состоят в том, что в отличие от ситуации с социальными инициативами никаких финансовых и военно-политических рисков брать на себя не нужно. Видимость борьбы за поруганную честь и готовности вот-вот приступить к долгожданному собиранию земель (Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья) можно создавать довольно долго, не предъявляя никаких промежуточных результатов. Таким образом, к 2008 г. можно будет окончательно отказаться от обсуждения успехов и неудач правления действующей власти, создавая у общества, как и в 1999-2000 гг., иллюзию грядущей победы, которая и станет долгожданным реваншем России за поражение в холодной войне и распад СССР.
В отличие от левого сценария, побуждающего элиты делиться с гражданами частью национального богатства, “патриотическая мобилизация” позволяет ограничиться серией сугубо имитационных шагов. Вероятность замены кавказских торговцев на рынке славянскими не сильно выше вероятности присоединения к России затертого между Украиной и Молдавией Приднестровья, а вот демонстративные шаги вроде закрытий казино весьма эффектны с пиаровской точки зрения. Посетители казино не ходят на избирательные участки, а рядовые избиратели не бывают в казино, поэтому, когда казино через пару недель снова откроют, убедить обывателей в успешном очищении игорного бизнеса от скверны не составит особого труда.
Уже апробированный в отечественной истории путь замены “коммунизма к 1980 г.” Олимпийскими играми снова материализуется на наших глазах. Осталось посмотреть, насколько деполитизированный и понадеявшийся под воздействием государственной пропаганды на “доступное жилье” и демографические инициативы избиратель легко разменяет свои социальные запросы на геополитические проекты по виртуальному собиранию земель и имитацию окончательного решения национального вопроса.
Автор — руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий “Prопаганда”
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/10/09/113789