"Энергия" направлена к ЛунеРакетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева исполняется 60 лет. Этому событию была посвящена состоявшаяся в ИТАР-ТАСС пресс-конференция президента и главного конструктора компании Николая Севастьянова. Он рассказал о перспективах развития российской космической программы. На конференции также была затронута тема принципиально новых источников энергии.
РКК «Энергия» было разработано большинство новых технологий в космической отрасли в России. Сегодня 38 процентов акций компании – государственный пакет, 20 процентов – собственность самой компании, порядка 8 процентов - собственность сотрудников компании, 33 процента акций принадлежат разным другим российским и зарубежным акционерам.
Среди основных направлений деятельности компании: пилотируемые космические системы, автоматические космические системы, ракетные системы. Проект пилотируемых космических систем включает развитие МКС, где многоразовая транспортная космическая система «Энергия-Буран» будет выполнять главную роль со стороны России по строительству и эксплуатации этой станции. МКС – пример настоящего мирового сотрудничества в области высоких технологий, и её задачи могут быть расширены. По мнению Н. Севастьянова, она должна стать международным космическим портом, к которому будут стыковаться и российские модернизированные «Союзы» и многоразовые перспективные космические корабли «Клипер», европейские «грузовики» ATV и американские «шаттлы». Таким образом, МКС станет не только постоянно действующим спутником Земли, но и универсальным международным космическим портом. Сейчас по заказу «Роскосмоса» РКК «Энергия» работает над созданием нового многоцелевого лабораторного модуля, который должен значительно расширить возможности российского сегмента МКС.
В направлении автоматические космические системы РКК «Энергия» был разработан российский спутник нового поколения «Ямал», который на сегодня показал хорошие коммерческие характеристики на космическом рынке и способен конкурировать с продуктами крупнейших зарубежных компаний. Уже построено три спутника, которые обеспечивают более 60 только российских каналов.
В направлении ракетные системы, с использованием технологий созданной в 1987 году универсальной ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», был создан проект «Морской старт», где ракета «Зенит» активно используется для коммерческого запуска спутников. Это - первый международный проект коммерческого запуска спутников. Сейчас активно идет новая программа «Наземный старт», где ракета «Зенит» активно ставится для запусков с «Байконура».
РКК «Энергия» совместно с Европейским космическом агентством готовят эксперимент по развёртыванию на МКС 12-метровой антенны, что в случае успеха приведёт к прорыву в области связи. Кроме того, ЕКА активно поддержало проект запуска «Союзов» с «Куру», - наступило время активного сотрудничества между Россией и Европой в сфере освоения космоса. Планируется и сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Продолжатся запуски российских космических аппаратов с космодрома «Байконур»: ожидается, что к 2010 году оттуда будут летать уже три ракеты: «Союз», «Протон» и «Зенит». Ожидаются совместные старты с Украиной.
В планах РКК «Энергия» на ближайшие 25 лет - создание экономически эффективной транспортной системы, промышленное освоение околоземного пространства, полеты к Луне и ее промышленное освоение, исследовательскую экспедицию на Марс. Новую транспортную систему планируется создавать в три этапа. Первый этап - глубокая модернизация корабля «Союз» с переходом на цифровые технологии в бортовых системах с тем, чтобы «Союз» мог летать и с «Байконура», и с «Куру», космодрома во Французской Гвиане. «Союз» станет более универсальным и будет использоваться и для полётов и на МКС, и на Луну. Глубокая модернизация «Союза», которую планируется завершить к 2010 году, будет стоить 200 млн. долларов. В эту цену входят и летные испытания модернизированного корабля. Часть средств на модернизацию составят собственные инвестиции корпорации для проведения проектных работ. Второй этап – создание многоразовой транспортной системы «Паром» для доставки грузов на орбиту и, прежде всего, на МКС. С Земли будут запускаться довольно дешевые контейнеры весом до 12 тонн. «Паром» будет забирать с орбиты этот контейнер и состыковывать его с МКС. Стоимость доставки в этом случае снизится в три-четыре раза. На третьем этапе будет создана многоразовая система «Клипер», призванная увеличить количество полетов космонавтов за счёт снижения стоимости полётов. Сегодня в космос вылетают 34 человека в год, а новая система позволит отправлять в космос сотни людей ежегодно.
Кроме работы с МКС есть и другое направление промышленного освоения околоземного пространства – полеты к Луне. Н. Севастьянов заявил, что у России уже сегодня есть технические возможности, чтобы сделать пилотируемый облет Луны и высадиться на естественный спутник Земли, а также для полётов на Марс.
Пока в Федеральной космической программе до 2015 года эти задачи не стоят. Тем не менее, существует возможность использования модернизированных космических кораблей "Союз" для высадки российских космонавтов на Луну быстрее американцев, которые планируют сделать это до 2020 года.
Одной из задач освоения Луны является налаживание там промышленной добычи изотопа гелия-3. Для осуществления шести высадок на Луну - то есть повторения пути, пройденного ранее американцами - при использовании модернизированного космического корабля «Союз» с ракетами-носителями «Протон» и «Союз», потребуется до 2 млрд. долларов. Для промышленной добычи 10 тонн гелия-3 потребуются инвестиции в 50-70 млрд. долларов (примерно столько же ежегодно инвестируется в добычу углеводородов). Этого количества хватит для удовлетворения годичных потребностей землян в энергии: энергия от сжигания одной тонны гелия-3 примерно равна энергии от сжигания 14 млн. тонн нефти.
Что же касается полётов на Марс, то "РКК «Энергия» совместно с другими предприятиями, включая Исследовательский центр имени Мстислава Келдыша, разработала проект осуществления пилотируемой исследовательской экспедиции к Марсу и представила его «Роскосмосу». Ожидается, что проект будет утвержден на заседании Научно-технического комитета.
В 2005 году РКК «Энергия» удалось преодолеть финансовый кризис: благодаря снижению непроизводственных расходов и увеличению заказов чистая прибыль за год составила 159 млн. рублей. В 2006 году объем заказов увеличился на 46 процентов по сравнению с предыдущим, и чистая прибыль компании за 1 половину 2006 года составила 302 млн. рублей.
Н. Севастьянов считает, что Россия имеет все основания оставаться мировым лидером в производстве космических транспортных систем. Главными конкурентами нашей страны в этой сфере остаются США, а в ближайшей перспективе станет Китай. «Пока мы имеем преимущества и перед американскими, и перед китайскими системами. Если мы его не потеряем, то будем очень твердо стоять на этом рынке и развиваться», - заявил глава РКК «Энергия».
Евгений Бузятов
28 августа 2006, 09:00
http://www.polit.ru/science/2006/08/28/energ.html
РКК «Энергия» было разработано большинство новых технологий в космической отрасли в России. Сегодня 38 процентов акций компании – государственный пакет, 20 процентов – собственность самой компании, порядка 8 процентов - собственность сотрудников компании, 33 процента акций принадлежат разным другим российским и зарубежным акционерам.
Среди основных направлений деятельности компании: пилотируемые космические системы, автоматические космические системы, ракетные системы. Проект пилотируемых космических систем включает развитие МКС, где многоразовая транспортная космическая система «Энергия-Буран» будет выполнять главную роль со стороны России по строительству и эксплуатации этой станции. МКС – пример настоящего мирового сотрудничества в области высоких технологий, и её задачи могут быть расширены. По мнению Н. Севастьянова, она должна стать международным космическим портом, к которому будут стыковаться и российские модернизированные «Союзы» и многоразовые перспективные космические корабли «Клипер», европейские «грузовики» ATV и американские «шаттлы». Таким образом, МКС станет не только постоянно действующим спутником Земли, но и универсальным международным космическим портом. Сейчас по заказу «Роскосмоса» РКК «Энергия» работает над созданием нового многоцелевого лабораторного модуля, который должен значительно расширить возможности российского сегмента МКС.
В направлении автоматические космические системы РКК «Энергия» был разработан российский спутник нового поколения «Ямал», который на сегодня показал хорошие коммерческие характеристики на космическом рынке и способен конкурировать с продуктами крупнейших зарубежных компаний. Уже построено три спутника, которые обеспечивают более 60 только российских каналов.
В направлении ракетные системы, с использованием технологий созданной в 1987 году универсальной ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», был создан проект «Морской старт», где ракета «Зенит» активно используется для коммерческого запуска спутников. Это - первый международный проект коммерческого запуска спутников. Сейчас активно идет новая программа «Наземный старт», где ракета «Зенит» активно ставится для запусков с «Байконура».
РКК «Энергия» совместно с Европейским космическом агентством готовят эксперимент по развёртыванию на МКС 12-метровой антенны, что в случае успеха приведёт к прорыву в области связи. Кроме того, ЕКА активно поддержало проект запуска «Союзов» с «Куру», - наступило время активного сотрудничества между Россией и Европой в сфере освоения космоса. Планируется и сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Продолжатся запуски российских космических аппаратов с космодрома «Байконур»: ожидается, что к 2010 году оттуда будут летать уже три ракеты: «Союз», «Протон» и «Зенит». Ожидаются совместные старты с Украиной.
В планах РКК «Энергия» на ближайшие 25 лет - создание экономически эффективной транспортной системы, промышленное освоение околоземного пространства, полеты к Луне и ее промышленное освоение, исследовательскую экспедицию на Марс. Новую транспортную систему планируется создавать в три этапа. Первый этап - глубокая модернизация корабля «Союз» с переходом на цифровые технологии в бортовых системах с тем, чтобы «Союз» мог летать и с «Байконура», и с «Куру», космодрома во Французской Гвиане. «Союз» станет более универсальным и будет использоваться и для полётов и на МКС, и на Луну. Глубокая модернизация «Союза», которую планируется завершить к 2010 году, будет стоить 200 млн. долларов. В эту цену входят и летные испытания модернизированного корабля. Часть средств на модернизацию составят собственные инвестиции корпорации для проведения проектных работ. Второй этап – создание многоразовой транспортной системы «Паром» для доставки грузов на орбиту и, прежде всего, на МКС. С Земли будут запускаться довольно дешевые контейнеры весом до 12 тонн. «Паром» будет забирать с орбиты этот контейнер и состыковывать его с МКС. Стоимость доставки в этом случае снизится в три-четыре раза. На третьем этапе будет создана многоразовая система «Клипер», призванная увеличить количество полетов космонавтов за счёт снижения стоимости полётов. Сегодня в космос вылетают 34 человека в год, а новая система позволит отправлять в космос сотни людей ежегодно.
Кроме работы с МКС есть и другое направление промышленного освоения околоземного пространства – полеты к Луне. Н. Севастьянов заявил, что у России уже сегодня есть технические возможности, чтобы сделать пилотируемый облет Луны и высадиться на естественный спутник Земли, а также для полётов на Марс.
Пока в Федеральной космической программе до 2015 года эти задачи не стоят. Тем не менее, существует возможность использования модернизированных космических кораблей "Союз" для высадки российских космонавтов на Луну быстрее американцев, которые планируют сделать это до 2020 года.
Одной из задач освоения Луны является налаживание там промышленной добычи изотопа гелия-3. Для осуществления шести высадок на Луну - то есть повторения пути, пройденного ранее американцами - при использовании модернизированного космического корабля «Союз» с ракетами-носителями «Протон» и «Союз», потребуется до 2 млрд. долларов. Для промышленной добычи 10 тонн гелия-3 потребуются инвестиции в 50-70 млрд. долларов (примерно столько же ежегодно инвестируется в добычу углеводородов). Этого количества хватит для удовлетворения годичных потребностей землян в энергии: энергия от сжигания одной тонны гелия-3 примерно равна энергии от сжигания 14 млн. тонн нефти.
Что же касается полётов на Марс, то "РКК «Энергия» совместно с другими предприятиями, включая Исследовательский центр имени Мстислава Келдыша, разработала проект осуществления пилотируемой исследовательской экспедиции к Марсу и представила его «Роскосмосу». Ожидается, что проект будет утвержден на заседании Научно-технического комитета.
В 2005 году РКК «Энергия» удалось преодолеть финансовый кризис: благодаря снижению непроизводственных расходов и увеличению заказов чистая прибыль за год составила 159 млн. рублей. В 2006 году объем заказов увеличился на 46 процентов по сравнению с предыдущим, и чистая прибыль компании за 1 половину 2006 года составила 302 млн. рублей.
Н. Севастьянов считает, что Россия имеет все основания оставаться мировым лидером в производстве космических транспортных систем. Главными конкурентами нашей страны в этой сфере остаются США, а в ближайшей перспективе станет Китай. «Пока мы имеем преимущества и перед американскими, и перед китайскими системами. Если мы его не потеряем, то будем очень твердо стоять на этом рынке и развиваться», - заявил глава РКК «Энергия».
Евгений Бузятов
28 августа 2006, 09:00
http://www.polit.ru/science/2006/08/28/energ.html