понедельник, 28 августа 2006
В обход Литвы
Россия готова перевести калининградский транзит на паром
Анна Николаева, Кира Латухина
Ведомости
28.08.2006, №159 (1686)СОЧИ — Российские власти не собираются идти на уступки Литве, если она ограничит железнодорожный транзит. Губернатор Калининградской области Георгий Боос заявил, что доставку грузов и перевозку пассажиров обеспечит паромная переправа. Бизнесмены уже готовы перейти на новый вариант транспортировки, но эксперты не верят, что Вильнюс осуществит свои угрозы.
--------------------------------------------------------------------------------
Презентация проекта “Балтийский паром” состоялась в октябре 2004 г. Предполагалось, что с 2007 г. паром “Клайпеда” с тремя грузовыми палубами будет выполнять два рейса в неделю по маршруту Балтийск — Усть Луга, перевозя до 1,5 млн т грузов ежегодно. В июле состоялась пробная накатка вагонов.
--------------------------------------------------------------------------------
В субботу на встрече с Владимиром Путиным Георгий Боос сообщил о завершении проекта железнодорожного паромного сообщения в Калининградской области. “Паромная линия способна полностью закрыть грузооборот между Калининградской областью и другими регионами России”, — заверил губернатор президента. В пресс-службе РЖД “Ведомостям” уточнили, что паром начнет курсировать с середины сентября.
Планы ограничить железнодорожный транзит участка дороги Кена — Кибартай появились у Литвы, когда “Транснефть” начала ремонт нефтепровода “Дружба-1” в конце июля. Это привело к остановке литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta. Наблюдатели предположили, что так Москва отплатила Литве за то, что НПЗ — актив обанкротившегося ЮКОСа — был продан не российской компании, а польской PKN Orlen. Но Боос после встречи с Путиным пояснил, что ремонт нужен потому, что ресурс нефтепровода “выработан вдвое”. Губернатор признался, что доложил президенту, “какие у нас есть варианты подстраховки в случае, если Литва действительно вообще перекроет участок железной дороги”. Он добавил, что пока официальных заявлений из Вильнюса не получал: “Я не могу поверить, что они на это пойдут.”
Чиновники, бизнесмены и эксперты не верят, что литовская сторона осуществит свои угрозы, а Россия переведет все перевозки на паром. Если литовцы начнут перекрывать железные дороги под предлогом ремонта, а российские власти будут делать то же самое с трубопроводом, то это будет огромный удар по экономике области в плане грузовых перевозок и социальных последствий, говорит Сергей Приходько из Института экономики переходного периода. “Одни предприятия останутся без сырья, другие без сбыта, убытки будут у крупных российских хозяйственных субъектов, которые пользуются портами для вывоза нефти и нефтепродуктов”, — убежден эксперт. Конкретные цифры издержек эксперт назвать затруднился, пояснив, что такой расклад серьезно не воспринимается и расчетов никто не вел.
Не верит в угрозы перекрыть железнодорожный транзит и министр по развитию территорий калининградского правительства Михаил Плюхин. “Пока это только неофициальный обмен высказываниями, никаких документов на этот счет нет”, — заявил он “Ведомостям”. “Такой расклад я не вижу даже в фантастическом сне”, — говорит гендиректор калининградского автомобилестроительного предприятия ЗАО “Автотор” Валерий Горбунов. Вместе с тем, по его словам, “Автотор” уже давно планировал использовать паром в качестве альтернативы железной дороге, потому что это обойдется дешевле, чем литовские тарифы на транзит.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/08/28/111672