четверг, 07 сентября 2006
Иван Грачев: Отбелить зарплаты, отнимая у граждан половину этих зарплат невозможно В России будет создана региональная сеть межведомственных комиссий по легализации серой зарплаты, об этом сообщил глава Роструда Максим Топилин. Но, по мнению издания «КоммерсантЪ», систематизация борьбы с серыми зарплатами несколько запоздала. По расчётам Росстата, большая часть зарплаты в России уже выплачивается легально. Действительно ли борьба за обеление зарплат даёт свои плоды, или же причина таких данных лежит в ином ключе?
Прежде всего, утверждение, что серые зарплаты уже не являются значимыми не верно. Теневой оборот в нашей стране по разным оценкам составляет от 30 до 50%. Способ борьбы чисто бюрократический, представляющийся мне абсолютно бесперспективным, надо просто понимать причины. Причины такие, что налоговый пресс, заданный законом не позволяет в России существовать большинству бизнесов, нормально рентабельных для других стран. Причина проста– налоги чрезмерны для нашего уровня законопослушания и уровня воровства бюджетных денег. Понятно, что снижение должно быть достаточным для того, чтобы дальше бизнес стал рентабельным, и эта схема стала приемлемой для большинства. Понятно, что если к этому добавляются дополнительные налоги, косвенные или прямые, то это как раз и означает неприемлемость в целом налогового пресса для бизнеса. Интегрально эти налоги выше, чем нужно. Если реально к 13% добавить всё, что дополнительно давит на зарплату, то получается 45-49% от реального дохода для реального гражданина.
Если грубые суждения, которые подкреплены упрощённой системой налогообложения, взять и оценить, то обычно говорят, что эти интегральные налоговые 20% от дохода по всем статьям приемлемы. Я думаю, что эти 20-30% от личного дохода для большинства граждан и бизнесменов будет приемлемая цифра. Мне кажется, что в рамках реальных возможностей, которые нам создают нефтедоллары, надо на такие решения пойти. То есть, упрощённую систему налогообложения расширить предельно, для всех в малом бизнесе, дальше, по части подоходного налога, взять в бюджет часть нагрузки, сделать этот уровень, может, не 20%, а порядка 20% интегрального.
Кто-то говорит, что причина так же кроется в слабых институтах гражданского общества, в профсоюзах, в неразвитых бизнес – ассоциациях. Какую роль в этих институтах видите Вы?
Мне кажется, что это вещь вторичная. Действительно, уровень законопослушания и уровень развития институтов, структур, имеет значение. Прежде всего, через коррупцию, через долю бюджетных денег, которые обратно возвращаются к людям и бизнесу. Грубо говоря, это уровень воровства, это видно по НДС– накинули 20% цены, потом половину из того, что накинули, украли в бюджете, то есть, не вернули людям. К чему это приведёт – к росту цен, потому, что человек, у которого хватало на товар денег, он либо разорится, либо уйдёт в тень. Налоги чрезмерны для страны с нашим уровнем развития, с нашей необходимостью вкладывать в производство.
Может быть, в какой-нибудь Швеции 60% от ВВП, это приемлемый уровень, где всё, что собрано в налоги, дальше идёт в бесплатное образование, бесплатное лечение, и так далее. А для нашей страны неприемлемо, большинство его так и воспринимает, как неприемлемое.
Грачев Иван Дмитриевич
http://opec.ru/comment_doc.asp?d_no=61478