Кому госинвестиции
Минфин хочет доверить депутатам решение этого вопроса
Александр Беккер
Ведомости
08.08.2006, №145 (1672)Минфин предлагает фактически упразднить инвестфонд и федеральную адресную инвестпрограмму, а полномочия по регулированию инвестрасходов государства передать от правительства Минфину и Думе. Реализация этого замысла взорвет бюджетный процесс, предостерегает Минэкономразвития в возражениях на подготовленные ведомством Алексея Кудрина поправки в Бюджетный кодекс (БК).
--------------------------------------------------------------------------------
Госинвестиции складываются из федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП). Последняя состоит из объектов, включенных в ФЦП, и отдельных строек, ведущихся по поручению президента и премьера и заявкам ведомств и депутатов. С 2006 г. важнейшие инфраструктурные проекты реализуются через инвестфонд. В 2006 г. инвестрасходы составят 547,7 млрд руб., в 2007 г. ожидаются в сумме 683,3 млрд руб.
--------------------------------------------------------------------------------
Минфин разослал на согласование в министерства поправки в БК. Помимо внедрения трехлетнего бюджетного цикла они предполагают кардинальный пересмотр порядка формирования инвестрасходов.
До 2003 г. весь перечень объектов и строек утверждала Дума. Чтобы ослабить лоббизм депутатов, полномочия по формированию ФЦП и ФАИП были переданы Минэкономразвития, а утверждает список объектов правительство. Дума одобряет лишь расходы бюджета по разделам, например “Дорожное строительство”. Такой порядок не повысил эффективность госинвестиций, убежден чиновник Минфина: ФАИП реализуется на 20-30% , в незавершенке находится около 6000 объектов. Поправки в БК предусматривают отказ от ФАИП и инвестфонда. При стоимости проекта более 1 млрд руб. Минфин предлагает вносить его в бюджет отдельной строкой. Если объект стоит свыше 10 млн руб., он получит собственный в бюджетной классификации, будет внесен в раздел бюджета и утвержден депутатами в составе сводной бюджетной росписи. Это повысит “эффективность и прозрачность управления общественными финансами”, говорится в пояснительной записке Минфина.
Минэкономразвития возражает против поправок в БК. Расходы инвестиционного характера в них вообще не прописаны, полномочия Минэкономразвития в бюджетном процессе отсутствуют, говорится в замечаниях ведомства Германа Грефа к законопроекту. “Полномочия правительства по формированию и утверждению перечня строек и объектов для федеральных госнужд <...> отнесены к полномочиям либо Федерального собрания, либо Минфина”, — указывает замминистра экономразвития Виталий Савельев в письме министру финансов Алексею Кудрину. Минэкономразвития не соглашается с идеей Минфина ограничить срок действия ФЦП шестью годами, ведь правительство приняло ряд программ (например, в области военного строительства) с более длительным горизонтом. Поправки в БК “дезорганизуют инвестиционный процесс”, предостерегает Савельев.
Но Минфин уже приступил к воплощению замысла. Как рассказал чиновник Белого дома, 30 марта Кудрин издал приказ № 50-Н, которым перевел из ФАИП свыше 200 объектов, присвоив им коды бюджетной классификации. Среди них строительство сетей канализации, очистных сооружений, водопроводов, насосных станций, университетов и общежитий. “Вопреки закону [Кудрин], в сущности, меняет бюджет и ставит под ведомственный контроль движение финансов по конкретным стройкам”, — заключает чиновник правительства. Перетягивания полномочий тут нет, отрицает руководитель департамента Минфина Алексей Лавров. По его словам, расшифровка разделов бюджета сделана для национальных проектов и лучшего учета средств министерствами при их реализации.
Это прецедент, от которого недалеко до возврата к прежнему порядку утверждения бюджетных инвестиций Думой, полагает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Он считает ошибочной ликвидацию инвестфонда и ФАИП, а вот присвоение бюджетных кодов и придание гласности максимальному числу проектов — “общественно полезным”.
Дума готова к роли фильтра инвестпроектов, говорит зампред бюджетного комитета Валерий Гальченко. По его мнению, такая практика повысит прозрачность бюджетного финансирования и эффективность госинвестиций. Председатель бюджетного комитета Совфеда Евгений Бушмин считает предложения Минфина слишком радикальными, чтобы правительство их одобрило. Он уверен, что ФАИП останется, но крупные объекты будут поименованы в бюджете, а мелкие — “собраны в пул и вместе с финансированием переданы на региональный уровень”. О том же сообщил вчера президенту Владимиру Путину вице-премьер Александр Жуков: “Регионы сами будут определять, на какие объекты в большем объеме направлять средства”.
Фонд регионального развития увеличится с 2,8 млрд руб. в 2006 г. до 4,2 млрд руб. в 2007 г., рассказал замминистра финансов Антон Силуанов. Эта сумма будет распределяться по формальным критериям между регионами, в зависимости от уровня обеспеченности социальной и инженерной инфраструктуры. Объекты же из ФАИП стоимостью от 100 млн руб. и меньше будут вместе с объемами финансирования переданы в субъекты Федерации. В 2006 г. объем региональных и местных объектов в ФАИП составлял 17 млрд руб. По оценке Силуанова, за счет объектов федеральной собственности размер фонда развития регионов в 2007 г. возрастет еще примерно на 10 млрд руб.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/08/08/110677
Минфин хочет доверить депутатам решение этого вопроса
Александр Беккер
Ведомости
08.08.2006, №145 (1672)Минфин предлагает фактически упразднить инвестфонд и федеральную адресную инвестпрограмму, а полномочия по регулированию инвестрасходов государства передать от правительства Минфину и Думе. Реализация этого замысла взорвет бюджетный процесс, предостерегает Минэкономразвития в возражениях на подготовленные ведомством Алексея Кудрина поправки в Бюджетный кодекс (БК).
--------------------------------------------------------------------------------
Госинвестиции складываются из федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральной адресной инвестпрограммы (ФАИП). Последняя состоит из объектов, включенных в ФЦП, и отдельных строек, ведущихся по поручению президента и премьера и заявкам ведомств и депутатов. С 2006 г. важнейшие инфраструктурные проекты реализуются через инвестфонд. В 2006 г. инвестрасходы составят 547,7 млрд руб., в 2007 г. ожидаются в сумме 683,3 млрд руб.
--------------------------------------------------------------------------------
Минфин разослал на согласование в министерства поправки в БК. Помимо внедрения трехлетнего бюджетного цикла они предполагают кардинальный пересмотр порядка формирования инвестрасходов.
До 2003 г. весь перечень объектов и строек утверждала Дума. Чтобы ослабить лоббизм депутатов, полномочия по формированию ФЦП и ФАИП были переданы Минэкономразвития, а утверждает список объектов правительство. Дума одобряет лишь расходы бюджета по разделам, например “Дорожное строительство”. Такой порядок не повысил эффективность госинвестиций, убежден чиновник Минфина: ФАИП реализуется на 20-30% , в незавершенке находится около 6000 объектов. Поправки в БК предусматривают отказ от ФАИП и инвестфонда. При стоимости проекта более 1 млрд руб. Минфин предлагает вносить его в бюджет отдельной строкой. Если объект стоит свыше 10 млн руб., он получит собственный в бюджетной классификации, будет внесен в раздел бюджета и утвержден депутатами в составе сводной бюджетной росписи. Это повысит “эффективность и прозрачность управления общественными финансами”, говорится в пояснительной записке Минфина.
Минэкономразвития возражает против поправок в БК. Расходы инвестиционного характера в них вообще не прописаны, полномочия Минэкономразвития в бюджетном процессе отсутствуют, говорится в замечаниях ведомства Германа Грефа к законопроекту. “Полномочия правительства по формированию и утверждению перечня строек и объектов для федеральных госнужд <...> отнесены к полномочиям либо Федерального собрания, либо Минфина”, — указывает замминистра экономразвития Виталий Савельев в письме министру финансов Алексею Кудрину. Минэкономразвития не соглашается с идеей Минфина ограничить срок действия ФЦП шестью годами, ведь правительство приняло ряд программ (например, в области военного строительства) с более длительным горизонтом. Поправки в БК “дезорганизуют инвестиционный процесс”, предостерегает Савельев.
Но Минфин уже приступил к воплощению замысла. Как рассказал чиновник Белого дома, 30 марта Кудрин издал приказ № 50-Н, которым перевел из ФАИП свыше 200 объектов, присвоив им коды бюджетной классификации. Среди них строительство сетей канализации, очистных сооружений, водопроводов, насосных станций, университетов и общежитий. “Вопреки закону [Кудрин], в сущности, меняет бюджет и ставит под ведомственный контроль движение финансов по конкретным стройкам”, — заключает чиновник правительства. Перетягивания полномочий тут нет, отрицает руководитель департамента Минфина Алексей Лавров. По его словам, расшифровка разделов бюджета сделана для национальных проектов и лучшего учета средств министерствами при их реализации.
Это прецедент, от которого недалеко до возврата к прежнему порядку утверждения бюджетных инвестиций Думой, полагает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Он считает ошибочной ликвидацию инвестфонда и ФАИП, а вот присвоение бюджетных кодов и придание гласности максимальному числу проектов — “общественно полезным”.
Дума готова к роли фильтра инвестпроектов, говорит зампред бюджетного комитета Валерий Гальченко. По его мнению, такая практика повысит прозрачность бюджетного финансирования и эффективность госинвестиций. Председатель бюджетного комитета Совфеда Евгений Бушмин считает предложения Минфина слишком радикальными, чтобы правительство их одобрило. Он уверен, что ФАИП останется, но крупные объекты будут поименованы в бюджете, а мелкие — “собраны в пул и вместе с финансированием переданы на региональный уровень”. О том же сообщил вчера президенту Владимиру Путину вице-премьер Александр Жуков: “Регионы сами будут определять, на какие объекты в большем объеме направлять средства”.
Фонд регионального развития увеличится с 2,8 млрд руб. в 2006 г. до 4,2 млрд руб. в 2007 г., рассказал замминистра финансов Антон Силуанов. Эта сумма будет распределяться по формальным критериям между регионами, в зависимости от уровня обеспеченности социальной и инженерной инфраструктуры. Объекты же из ФАИП стоимостью от 100 млн руб. и меньше будут вместе с объемами финансирования переданы в субъекты Федерации. В 2006 г. объем региональных и местных объектов в ФАИП составлял 17 млрд руб. По оценке Силуанова, за счет объектов федеральной собственности размер фонда развития регионов в 2007 г. возрастет еще примерно на 10 млрд руб.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/08/08/110677