Евросоюз пытается остаться на плавуРуководство ЕС старается затормозить процесс распада, который начался с кризиса единой Европейской конституции
Сегодня в Брюсселе продолжается очередное заседание Европейского совета. Основной вопрос повестки дня встречи в верхах двадцати пяти стран Евросоюза – перспективы развития единой Европы после провала референдума по общему европейскому закону во Франции и Нидерландах в прошлом году. Однако не только голландцы и французы отвергли Конституцию ЕС. Проблема в том, что статистика свидетельствует о росте числа евроскептиков и в других странах блока. У граждан ЕС разные мотивы отказа от единого европейского законодательства: от боязни нашествия иммигрантов из бедных стран до разочарования в единой экономической еврозоне и опасений возможного ограничения гражданских свобод. Поэтому у Конституции Евросоюза, скорее всего, нет будущего. Дело в том, что европейские законотворцы вряд ли смогут угодить всем двадцати пяти государствам. Сейчас стоит вопрос вообще о будущем ЕС и о предотвращении развала единой Европы. Европейское руководство делает все возможное, чтобы не допустить начала процесса разложения в Евросоюзе.
В прошлом году Франция и Нидерланды похоронили проект правовой интеграции европейских стран. Франция 55 процентами голосов сказала твердое «нет» проекту единой конституции. Нидерланды последовали примеру Франции, 61,1% голландцев проголосовали против принятия закона ЕС. После этого большая часть европейских государств, где референдум еще не проводился, заморозили планы ратификации документа. В общей сложности конституцию приняли пятнадцать стран, но для вступления в силу единого закона необходимо согласие всех двадцати пяти стран. Можно предположить, что именно Франция и Нидерланды встали на пути принятия единого основного закона Европы. Тем не менее статистика свидетельствует о том, что доля скептически настроенных по отношению к дальнейшему объединению Европы граждан растет. Более того, среди них немало и тех, кто разочарован в членстве собственной страны в ЕС. По данным опроса Eurobarometer, в 2005 году в целом позитивно относились к единой конституции 61% жителей государств ЕС, что на 7% меньше, чем в 2004 году.
Причины, по которым европейцы отвергают конституцию, разнообразны. Так, многие граждане Нидерландов не желают, чтобы создаваемое в Европе единое государство вмешивалось в либеральную голландскую политику, которая разрешает употребление мягких наркотиков, однополые браки и эвтаназию. Некоторые европейцы недовольны экономическими показателями своих стран: это касается, в первую очередь, новых членов Евросоюза, таких как Латвия и Эстония. К примеру, согласно исследованию Латвийского центра исследований общественного мнения SKDS, в апреле 2006 года членство Латвии в ЕС положительно оценивали лишь 26,8% опрошенных. Опасения западноевропейцев распространяются и на возможность дальнейшего расширения ЕС. Если они еще могут согласиться на присоединение Болгарии (за ее вступление в ЕС в прошлом году выступили 50% опрошенных), то Румынию и Турцию большинство граждан Евросоюза видеть в своих рядах не желает: только 35% европейцев согласны на присоединение этих двух стран к евроблоку. «Проблема не в том, что в Голландии и Франции референдум по конституционному проекту не прошел. Это лишь явилось показателем того, что круг задач ЕС расширился. Во-первых, принятый Евросоюзом курс видится многим (особенно французам) как слишком приближенный к либеральной капиталистической модели. Во-вторых, не всем нравится расширение ЕС и возможное вступление в этот блок Турции», – сказал RBC daily профессор Королевского института международных отношений Великобритании Chatham House Ян Бэгг. Возможно, негативный исход референдума обусловлен слишком сложным вариантом конституции и неподходящим моментом для голосования. «Скорее всего, «отцы Европейского союза» перестарались и включили в конституцию слишком много пунктов – необходимо упростить закон», – сказал RBC daily заместитель генерального директора Центра политтехнологий Борис Макаренко. Тем не менее сложно себе представить такую конституцию, которая устроила бы все двадцать пять стран единой Европы. Возьмем, к примеру, Францию, где в последнее время практически каждый новый закон провоцирует волну демонстраций и беспорядков. Неизвестно, что ожидает Европу при ратификации общей для всех государств конституции, даже если в каждой стране за нее проголосует немногим более половины населения.
Ряд экспертов видят причины провала законопроекта и вообще европейского кризиса в том, что странами руководят политики, которые сами неоднозначно относятся к правовой интеграции в ЕС либо не пользуются популярностью у граждан своих государств. Яркими примерами тому служат Франция и Великобритания. Многие надеются на то, что Германия, возглавив в 2007 году единую Европу, будет способствовать улучшению ситуации и вытянет ЕС из кризиса, сделав все возможное для ратификации конституции. Однако, скорее всего, ни Ангела Меркель, ни упрощенный проект общего европейского закона не смогут заставить европейцев снова поверить в светлое будущее ЕС, так как союз из двадцати пяти настолько разных по всем параметрам стран просто не может быть устойчивым. Сейчас речь идет о том, как сохранить целостность ЕС как единого экономического пространства и избежать полного крушения и распада. «Подождем, пока Жак Ширак и, возможно, Тони Блэр покинут политическую арену, Ангела Меркель станет ключевой фигурой, а Германия возглавит Евросоюз в следующем году. Учитывая опыт прошлого, думаю, будет найден своеобразный выход, который, правда, все равно не решит всех проблем. Дальнейший путь ЕС можно охарактеризовать только одним словом: кое-как», – заключил г-н Бэгг.
Отдел политики
Алина Любимская, 16.06.2006
http://www.rbcdaily.ru/news/policy/...06/06/16/220384
Сегодня в Брюсселе продолжается очередное заседание Европейского совета. Основной вопрос повестки дня встречи в верхах двадцати пяти стран Евросоюза – перспективы развития единой Европы после провала референдума по общему европейскому закону во Франции и Нидерландах в прошлом году. Однако не только голландцы и французы отвергли Конституцию ЕС. Проблема в том, что статистика свидетельствует о росте числа евроскептиков и в других странах блока. У граждан ЕС разные мотивы отказа от единого европейского законодательства: от боязни нашествия иммигрантов из бедных стран до разочарования в единой экономической еврозоне и опасений возможного ограничения гражданских свобод. Поэтому у Конституции Евросоюза, скорее всего, нет будущего. Дело в том, что европейские законотворцы вряд ли смогут угодить всем двадцати пяти государствам. Сейчас стоит вопрос вообще о будущем ЕС и о предотвращении развала единой Европы. Европейское руководство делает все возможное, чтобы не допустить начала процесса разложения в Евросоюзе.
В прошлом году Франция и Нидерланды похоронили проект правовой интеграции европейских стран. Франция 55 процентами голосов сказала твердое «нет» проекту единой конституции. Нидерланды последовали примеру Франции, 61,1% голландцев проголосовали против принятия закона ЕС. После этого большая часть европейских государств, где референдум еще не проводился, заморозили планы ратификации документа. В общей сложности конституцию приняли пятнадцать стран, но для вступления в силу единого закона необходимо согласие всех двадцати пяти стран. Можно предположить, что именно Франция и Нидерланды встали на пути принятия единого основного закона Европы. Тем не менее статистика свидетельствует о том, что доля скептически настроенных по отношению к дальнейшему объединению Европы граждан растет. Более того, среди них немало и тех, кто разочарован в членстве собственной страны в ЕС. По данным опроса Eurobarometer, в 2005 году в целом позитивно относились к единой конституции 61% жителей государств ЕС, что на 7% меньше, чем в 2004 году.
Причины, по которым европейцы отвергают конституцию, разнообразны. Так, многие граждане Нидерландов не желают, чтобы создаваемое в Европе единое государство вмешивалось в либеральную голландскую политику, которая разрешает употребление мягких наркотиков, однополые браки и эвтаназию. Некоторые европейцы недовольны экономическими показателями своих стран: это касается, в первую очередь, новых членов Евросоюза, таких как Латвия и Эстония. К примеру, согласно исследованию Латвийского центра исследований общественного мнения SKDS, в апреле 2006 года членство Латвии в ЕС положительно оценивали лишь 26,8% опрошенных. Опасения западноевропейцев распространяются и на возможность дальнейшего расширения ЕС. Если они еще могут согласиться на присоединение Болгарии (за ее вступление в ЕС в прошлом году выступили 50% опрошенных), то Румынию и Турцию большинство граждан Евросоюза видеть в своих рядах не желает: только 35% европейцев согласны на присоединение этих двух стран к евроблоку. «Проблема не в том, что в Голландии и Франции референдум по конституционному проекту не прошел. Это лишь явилось показателем того, что круг задач ЕС расширился. Во-первых, принятый Евросоюзом курс видится многим (особенно французам) как слишком приближенный к либеральной капиталистической модели. Во-вторых, не всем нравится расширение ЕС и возможное вступление в этот блок Турции», – сказал RBC daily профессор Королевского института международных отношений Великобритании Chatham House Ян Бэгг. Возможно, негативный исход референдума обусловлен слишком сложным вариантом конституции и неподходящим моментом для голосования. «Скорее всего, «отцы Европейского союза» перестарались и включили в конституцию слишком много пунктов – необходимо упростить закон», – сказал RBC daily заместитель генерального директора Центра политтехнологий Борис Макаренко. Тем не менее сложно себе представить такую конституцию, которая устроила бы все двадцать пять стран единой Европы. Возьмем, к примеру, Францию, где в последнее время практически каждый новый закон провоцирует волну демонстраций и беспорядков. Неизвестно, что ожидает Европу при ратификации общей для всех государств конституции, даже если в каждой стране за нее проголосует немногим более половины населения.
Ряд экспертов видят причины провала законопроекта и вообще европейского кризиса в том, что странами руководят политики, которые сами неоднозначно относятся к правовой интеграции в ЕС либо не пользуются популярностью у граждан своих государств. Яркими примерами тому служат Франция и Великобритания. Многие надеются на то, что Германия, возглавив в 2007 году единую Европу, будет способствовать улучшению ситуации и вытянет ЕС из кризиса, сделав все возможное для ратификации конституции. Однако, скорее всего, ни Ангела Меркель, ни упрощенный проект общего европейского закона не смогут заставить европейцев снова поверить в светлое будущее ЕС, так как союз из двадцати пяти настолько разных по всем параметрам стран просто не может быть устойчивым. Сейчас речь идет о том, как сохранить целостность ЕС как единого экономического пространства и избежать полного крушения и распада. «Подождем, пока Жак Ширак и, возможно, Тони Блэр покинут политическую арену, Ангела Меркель станет ключевой фигурой, а Германия возглавит Евросоюз в следующем году. Учитывая опыт прошлого, думаю, будет найден своеобразный выход, который, правда, все равно не решит всех проблем. Дальнейший путь ЕС можно охарактеризовать только одним словом: кое-как», – заключил г-н Бэгг.
Отдел политики
Алина Любимская, 16.06.2006
http://www.rbcdaily.ru/news/policy/...06/06/16/220384
Им дальше Чехии и Балкан лезть не надо было....
Не, в изначально намеченных границах просуществовали бы лет 150-200, не меньше....
Странно, шо так быстро
Восточная Европа их погубила.
где-то так