Скорая прибыль «Сапсана»
«Сапсаны» оказались не только самыми скоростными поездами РЖД, но и самыми выгодными: рентабельность их эксплуатации — выше 30%, что позволяет окупить их за 10 лет
Алексей Непомнящий
Ведомости
26.10.2010, 202 (2720)Цена опоздания
C 1 ноября РЖД вводит компенсации за опоздание «Сапсанов», сообщила компания. Если задержка составит 30–60 минут, пассажир может претендовать на 25% стоимости билета. Если поезд опоздает меньше чем на 2 часа, РЖД вернет 50% цены поездки, а если опоздание будет больше, то РЖД вернет полную стоимость билета.
Сапсан«, которому меньше года, — уже самый успешный пассажирский поезд с рентабельностью просто атомной», — писал в начале октября в своем блоге президент РЖД Владимир Якунин. Она составляет более 30%, уточнил он «Ведомостям», но как именно считается рентабельность проекта, не сказал. Не сделал это и представитель РЖД.
Сейчас «Сапсаны» перевозят пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом (10 рейсов в обе стороны в день), Нижним Новгородом (четыре) и Владимиром (два). Заполняемость поездов, по данным РЖД, составляет 84,5%. Исходя из этого доход РЖД от продажи билетов на «Сапсан» при их нынешней стоимости может составить около 205 млн евро в год, а прибыль от эксплуатации этих поездов превышает 61 млн евро.
В 2006-2007 гг. РЖД заключила с Siemens два контракта — на покупку восьми «Сапсанов» за 276 млн евро и их 30-летнее обслуживание за 354,1 млн евро (11,8 млн евро в год). Эти расходы при заявленной Якуниным рентабельности окупятся меньше чем за шесть лет.
При расчете глава монополии не учитывал капитальные затраты — подготовку инфраструктуры, строительство депо, закупку самих «Сапсанов», говорит источник, близкий к РЖД. Их размер представитель компании сообщить отказался.
Окупаемость за 10 лет — очень неплохо для инфраструктурного проекта, говорит аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, для сравнения: авиакомпании окупают самолеты, взятые в финансовый лизинг, в течение 10-15 лет. Однако при расчете окупаемости проекта нужно учитывать и капитальные затраты на запуск проекта, добавил эксперт.
Другие виды пассажирских железнодорожных перевозок для РЖД убыточны: в 2010 г. убыток от пригородных перевозок компании составит 34 млрд руб., от перевозок дальнего следования — 36 млрд руб. Тарифы на пригородные перевозки утверждают регионы, на поездки в плацкартных и общих вагонах — Федеральная служба по тарифам и они ниже экономически обоснованного уровня, поэтому государство компенсирует РЖД эти убытки, объясняет представитель монополии. Тарифы же на «Сапсаны» компания устанавливает сама, конкурируя с другими видами транспорта, продолжает он.
Спрос на высокоскоростное сообщение оказался таким высоким, что РЖД подумывает о закупке еще восьми «Сапсанов», рассказал Якунин, не уточнив, на каких условиях это может быть сделано. В минувшую пятницу старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявил, что решение об этом должно быть принято до конца 2010 г. Представитель Siemens от комментариев отказался
www.vedomosti.ru/newspaper/article/248388/skora...
@темы:
Экономика,
Nasha_Раша,
Политика,
Статьи