Правозащитник выиграл дело против МинфинаЖурналист - правозащитник Александр Лашманкин выиграл иск к Министерству финансов Самарской области. Федеральный суд Октябрьского района Самары обязал взыскать с казны Самарской области в пользу Лашманкина символическую сумму - 100 рублей за незаконные задержание и арест.
15 января 2005 года корреспондент газеты «Гражданский голос» и активист правозащитной организации «Голос» Александр Лашманкин из вагона трамвая увидел на Московском шоссе Самары группу людей. Лашманкин решил узнать, с какой целью они собрались. Выяснилось, что это пенсионеры протестовали против отмены льгот. Лашманкин беседовал с ними около часа, после чего решил поехать на работу для обработки материала для газеты.
Маршрутное такси, в которое сел Лашманкин, остановили сотрудники дорожно-патрульной службы. В «маршрутку» вошли несколько человек в гражданской одежде, которые потребовали, чтобы Александр вышел из такси и прошел вместе с ними. Когда правозащитник отказался, его вытолкали из такси силой и посадили в легковой автомобиль. По дороге в РУВД Промышленного района Самары, Лашманкина, по его словам, оскорбляли и били. Истязания продолжились в РОВД еще два дня.
18 января 2005 года суд признал, что задержание Лашманкина и его арест были незаконными. Производство по делу о нарушении Лашманкиным установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации и пикетирования, распространении листовок, злостном неповиновении сотрудникам милиции мировым судом было прекращено за отсутствием в действиях Лашманкина состава неповиновения и каких-либо нарушений.
Александр Лашманкин обратился за помощью в Самарский правозащитный Центр. Юристы Центра при содействии Фонда «Общественный вердикт» помогли довести дело до суда. На данный момент возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении одного из милиционеров, принимавшего участие в избиении правозащитника. Иск к Минфину был подан в августе 2005 года. Однако из-за систематической неявки представителя Министерства финансов суд все время откладывался.
Александр определил свой моральный ущерб символической суммой – 100 рублей. Для правозащитника было важно, чтобы государство признало свою неправоту и, тем самым, извинилось, что и произошло - отметил директор Самарского Правозащитного Центра Роман Девятов.