От редакции: Жалобный закон
10.03.2006, №41 (1568)Может быть, в нынешних “вертикальных” условиях граждане могут повлиять на работу властей старым советским способом — жалобами и предложениями? Законопроект “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании Госдумы. Документ внесен президентом 30 января и на этой неделе прошел слушания в профильных комитетах — по госстроительству и по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Любопытно, что до сих пор система жалоб и предложений регламентируется советским законодательством, а именно указом Президиума Верховного Совета СССР 1966 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. В 1988 г. в указ были внесены незначительные поправки. Он не противоречит Конституции России и, в принципе, вполне работает сейчас. Но то, как он работает, не нравится ни властям, ни гражданам. Первым не нравится количество (большое) и качество (низкое) обращений, вторым — срок (длительный) и качество ответов.
В существующей системе чиновник практически не несет ответственности за нарушение сроков ответа или нерассмотрение жалобы по существу. В результате неудовлетворенные граждане обращаются все выше и выше, а те, сверху, опять спускают жалобу на нижний уровень, и так далее. По мнению эксперта Центра стратегических разработок Владимира Южакова, к реальному результату приводит лишь 2-4% обращений граждан.
Между тем следствием сложившейся практики становится рост обращений граждан к президенту России. Согласно официальной статистике Управления по работе с обращениями граждан Кремля, в 2005 г. рассмотрено свыше 859 000 обращений (в 2004-м — более 704 000). При этом, что любопытно, уменьшается число писем протестного характера и число исков в суды. В 2005 г., по данным Управления, в судах рассматривалось 56 жалоб граждан (в 2004-м — 74) с исками к президенту и его администрации о возмещении морального и материального вреда на сумму около 3 млрд руб. Все рассмотренные иски судами отклонены.
Понятно, что с президентом судиться бесполезно. Зато пожаловаться или предложить что-то — кому как не ему, безусловному лидеру по доверию среди всех властных институтов?
Например, по данным “Левада-центра”, в феврале деятельность Владимира Путина одобряли 75% россиян, правительства — 37%, полпреда — 33%, главы региона — 59%. Президент и сам активно создает образ вершителя судеб, особенно во время ежегодного общения с гражданами в прямом телеэфире.
Но пиар пиаром, а решать бытовые, правовые или финансовые проблемы всех желающих президентская администрация не может и не должна. И множество вопросов, решить которые, казалось бы, вполне возможно, не решаются. Мы, к примеру, уже писали о мытарствах системного администратора нашего издательского дома Сергея Скотникова (“Ведомости” от 28.09.2005). До сих пор ему так и не удалось добиться правильного оформления гражданства для своих детей — родившихся в России детей русских родителей. Два письма президенту ни к чему не привели, сейчас вопрос решается в судах.
Критерием эффективности нового закона должно стать следующее: сможет ли он перенести основной объем рассматриваемых обращений на нижние уровни административной системы. Чтобы вопрос гражданства решался в районном паспортном столе, вопрос проведения водопровода — в муниципалитете, вопрос получения льгот — в местном собесе.
Пока не очень понятно, каким образом это будет достигнуто. Главная новация закона — широкий список категорий обращений, которые не подлежат рассмотрению: анонимки (за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности); вопросы, по которым вынесены судебные решения; обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов или граждан; повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые обстоятельства. То есть на суды теперь пожаловаться нельзя, с другой стороны, без всякого суда чиновники будут определять, где клевета, а где нет.
Законопроект предусматривает ответственность чиновников за нарушение порядка рассмотрения обращений, за преследование автора, а также возмещение гражданам материального ущерба и морального вреда, понесенных из-за несвоевременной реакции чиновников на жалобы. Вся надежда на последний пункт и активных граждан, которые пойдут в суды и создадут правоприменительную практику.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/03/10/103755
10.03.2006, №41 (1568)Может быть, в нынешних “вертикальных” условиях граждане могут повлиять на работу властей старым советским способом — жалобами и предложениями? Законопроект “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” будет рассмотрен в первом чтении на ближайшем заседании Госдумы. Документ внесен президентом 30 января и на этой неделе прошел слушания в профильных комитетах — по госстроительству и по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Любопытно, что до сих пор система жалоб и предложений регламентируется советским законодательством, а именно указом Президиума Верховного Совета СССР 1966 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. В 1988 г. в указ были внесены незначительные поправки. Он не противоречит Конституции России и, в принципе, вполне работает сейчас. Но то, как он работает, не нравится ни властям, ни гражданам. Первым не нравится количество (большое) и качество (низкое) обращений, вторым — срок (длительный) и качество ответов.
В существующей системе чиновник практически не несет ответственности за нарушение сроков ответа или нерассмотрение жалобы по существу. В результате неудовлетворенные граждане обращаются все выше и выше, а те, сверху, опять спускают жалобу на нижний уровень, и так далее. По мнению эксперта Центра стратегических разработок Владимира Южакова, к реальному результату приводит лишь 2-4% обращений граждан.
Между тем следствием сложившейся практики становится рост обращений граждан к президенту России. Согласно официальной статистике Управления по работе с обращениями граждан Кремля, в 2005 г. рассмотрено свыше 859 000 обращений (в 2004-м — более 704 000). При этом, что любопытно, уменьшается число писем протестного характера и число исков в суды. В 2005 г., по данным Управления, в судах рассматривалось 56 жалоб граждан (в 2004-м — 74) с исками к президенту и его администрации о возмещении морального и материального вреда на сумму около 3 млрд руб. Все рассмотренные иски судами отклонены.
Понятно, что с президентом судиться бесполезно. Зато пожаловаться или предложить что-то — кому как не ему, безусловному лидеру по доверию среди всех властных институтов?
Например, по данным “Левада-центра”, в феврале деятельность Владимира Путина одобряли 75% россиян, правительства — 37%, полпреда — 33%, главы региона — 59%. Президент и сам активно создает образ вершителя судеб, особенно во время ежегодного общения с гражданами в прямом телеэфире.
Но пиар пиаром, а решать бытовые, правовые или финансовые проблемы всех желающих президентская администрация не может и не должна. И множество вопросов, решить которые, казалось бы, вполне возможно, не решаются. Мы, к примеру, уже писали о мытарствах системного администратора нашего издательского дома Сергея Скотникова (“Ведомости” от 28.09.2005). До сих пор ему так и не удалось добиться правильного оформления гражданства для своих детей — родившихся в России детей русских родителей. Два письма президенту ни к чему не привели, сейчас вопрос решается в судах.
Критерием эффективности нового закона должно стать следующее: сможет ли он перенести основной объем рассматриваемых обращений на нижние уровни административной системы. Чтобы вопрос гражданства решался в районном паспортном столе, вопрос проведения водопровода — в муниципалитете, вопрос получения льгот — в местном собесе.
Пока не очень понятно, каким образом это будет достигнуто. Главная новация закона — широкий список категорий обращений, которые не подлежат рассмотрению: анонимки (за исключением тех, в которых сообщается о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности); вопросы, по которым вынесены судебные решения; обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов или граждан; повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые обстоятельства. То есть на суды теперь пожаловаться нельзя, с другой стороны, без всякого суда чиновники будут определять, где клевета, а где нет.
Законопроект предусматривает ответственность чиновников за нарушение порядка рассмотрения обращений, за преследование автора, а также возмещение гражданам материального ущерба и морального вреда, понесенных из-за несвоевременной реакции чиновников на жалобы. Вся надежда на последний пункт и активных граждан, которые пойдут в суды и создадут правоприменительную практику.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/03/10/103755