07.04.2010, 61 (2579)
Советник президента России Владимир Шевченко стал знаменитым интернет-персонажем — именно его служебный автомобиль, выехавший на встречную полосу, не пропустил на своем автомобиле бизнесмен Андрей Хартли. Хартли заснял и автомобиль, и чиновника на видео. Ролик он разместил в интернете, где его с интересом посмотрели десятки тысяч людей.
Реакция уже вышла за пределы интернета: все чаще черным машинам с мигалками не уступают дорогу. Федерация автовладельцев России готовит массовую акцию протеста против мигалок.
После инцидента Шевченко обвинил Хартли в провокации и нарушении закона. В интервью «Русской службе новостей» Шевченко заявил, что опаздывал, поэтому включил мигалку, выехал на встречку, но ему не дали проехать. Более того, Хартли не имел права снимать чиновника. «Ведь если во всем цивилизованном мире вы попробуете подбежать и снимать, прости меня, можно получить по одному месту», — возмутился Шевченко.
Начнем с наших правил и законов. Правила дорожного движения действительно дают право преимущественного проезда автомобилям с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — в случае выполнения «неотложного служебного задания». Воспользоваться приоритетом водители могут, «только убедившись, что им уступают дорогу». То есть в этом пункте ситуация неоднозначная.
Статья 152.1 Гражданского кодекса («Охрана изображения гражданина») говорит, что согласие гражданина на использование его изображения не требуется, если, в частности, «использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах».
Были ли в ситуации с автомобилем Шевченко затронуты публичные интересы? Можно ли тут говорить об охране здоровья, защите нравственности, прав и свобод других лиц, общественного порядка? Да, да и еще раз да. Что и подтверждается бурной реакцией общественности. Напоминаем также о нашем проекте «Охота на мигалки» (www.vedomosti.ru).
В конечном счете и в «цивилизованном мире», и в России (которая, судя по реплике Шевченко, к цивилизованному миру не относится) такие конфликты решаются в суде. Любопытно было бы последить за публичным процессом «Шевченко против Хартли». А что до частной жизни, то частная жизнь чиновника по определению не такая частная, как хотелось бы многим чиновникам.
Конечно, чиновник — человек, у которого есть частная жизнь. Но за свою работу чиновник получает деньги от налогоплательщиков и должен быть готов к неизбежному вниманию со стороны общества. Подконтрольность власти — большая проблема в России.
Европейский суд по правам человека признал, что вмешательство в частную жизнь не противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если, в частности, оно предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядка или преступлений, охраны здоровья, или защиты нравственности, или защиты прав и свобод других лиц. Консультативная ассамблея Совета Европы заключила, что частная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и частная жизнь всех граждан, кроме случаев, когда она может оказать воздействие на общественно значимые события.
Конечно, общественность протестует не против Владимира Шевченко лично, а против одной из самых доисторических чиновничьих привилегий — права преимущественного проезда, которое, кстати, в том самом цивилизованном мире существует, как правило, только у первых лиц государства и оперативных служб — полиции, скорой помощи, пожарных, спасателей. В России сейчас таких спецсигналов около 1200 при разрешенном законом числе 960. Протестуя против мигалок на автомобилях чиновников, автомобилисты и интернет-сообщество выступают за модернизацию России — хотя бы с уровня феодальных отношений до уровня раннекапиталистических
www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/07/2...
@темы: План_Путина-это_не_блеф,не_подстава!_(с), Гайдар_шагает_впереди!_(с), Превед._Я_Медвед!, Авто, Nasha_Раша, Политика, Статьи