// Готовится новое ужесточение санкций для водителей
Газета «Коммерсантъ» № 46 (4346) от 18.03.2010Комитет Госдумы по госстроительству одобрил поправки к Кодексу об административных правонарушениях, осложняющие жизнь водителям. Речь идет, например, об увеличении в несколько раз штрафов за эксплуатацию автомобиля без талона техосмотра и езду с просроченными транзитными номерными знаками. Три года назад эти и другие предложения по ужесточению санкций для водителей Госавтоинспекция уже вносила, однако потерпела фиаско, натолкнувшись на сопротивление думской оппозиции. Теперь, считают правозащитники, гаишники пытаются взять реванш.
Во вторник комитет Госдумы по госстроительству вынес положительное заключение на поступившие в парламент проекты поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Один из них предполагает увеличение штрафа за езду на автомобиле, "не зарегистрированном в установленном порядке", со 100 до 800 руб. Речь идет о ситуациях, когда водитель управляет машиной с просроченными транзитными номерными знаками. Они выдаются владельцам только что купленных автомобилей сроком на пять дней, после чего машину надо поставить на учет. Пока этого не сделано, автовладелец не платит транспортный налог, чем многие и пользуются. Поддержав предложение Костромской областной думы, которая внесла поправки, члены комитета с подачи ГИБДД дополнили его увеличением штрафа за езду без техосмотра с 200 до 800 руб.
Второй законопроект касается порядка лишения водительских прав — санкции, применяемой судом при таких нарушениях, как превышение скорости более чем на 60 км/ч, управление машиной без номеров, оставление места аварии и так далее. Согласно КоАПу, срок лишения начинается с момента вступления в силу решения суда, при этом обязанности водителя сдать права в кодексе не прописаны. В результате, по словам заместителя начальника ГИБДД РФ Владимира Кузина, "недобросовестные граждане" продолжают ездить, не сдавая водительского удостоверения: за 2009 год из 1,2 млн решений судов о лишении водительских прав 220 тыс. исполнено не было. Отдельные водители таким образом умудряются пользоваться ими до конца срока лишения. В ГИБДД предложили поправки к кодексу, обязывающие водителя сдать права в течение трех дней после решения суда, и пока этого не сделано, исчисление срока лишения прав не начнется.
Законопроекты, которые обсуждались на заседании комитета, три года назад ГИБДД уже вносила в Госдуму. Летом 2007 года парламент принимал поправки к КоАПу, серьезно ужесточавшие санкции для водителей. Документ готовился в рамках федеральной программы по снижению смертности в ДТП. Однако под давлением оппозиции накануне парламентских выборов многие инициативы были смягчены. К примеру, депутаты отказались от использования балльной системы штрафов, а также сократили число правонарушений, за которые водителя можно подвергнуть административному аресту. Но за последний год ГИБДД стала возвращаться к отвергнутым парламентариями мерам. К примеру, ведомство разработало законопроект о введении платной эвакуации автомобилей нарушителей ПДД. А начальник ГИБДД РФ Виктор Кирьянов заявил в феврале о возможности возвращения балльной системы штрафов.
"ГИБДД избрала другую тактику действий",— считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, имея в виду, что инициативы по ужесточению штрафов за нарушения вносятся не единым пакетом, а отдельными законопроектами, стараясь не привлекать широкого внимания общественности. "Если эта тенденция продолжится, то ГИБДД может легко спровоцировать гражданский бунт,— уверен президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— В Калининграде, во Владивостоке местные акции протеста были организованы изначально именно автомобилистами. Водительское сообщество под давлением милиции и власти уже давно находится на грани взрыва, и на месте руководства ГИБДД я бы опасался сейчас повышать штрафы".
Иван Буранов
kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1338483
Депутаты оправдали доверенность, но не граждан
// Ездить на чужих автомобилях по полису ОСАГО гражданам не разрешили
Газета «Коммерсантъ» № 46 (4346) от 18.03.2010Депутаты оправдали доверенность, но не граждан
// Ездить на чужих автомобилях по полису ОСАГО гражданам не разрешили
Газета «Коммерсантъ» № 46 (4346) от 18.03.2010
Госдума вчера отклонила поправки к закону об ОСАГО, разрешающие гражданам управлять не принадлежащей им машиной вообще без письменной доверенности. По мнению авторов поправок, для этого достаточно лишь полиса ОСАГО, но депутаты с этим мнением не согласились. Впрочем, как заявили "Ъ" в ГИБДД, в перспективе письменная доверенность действительно может быть отменена, но для этого у всех инспекторов должен быть доступ к электронной базе данных.
Отклоненные вчера поправки к статье 15 закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" внесли депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Сергей Иванов (оба — ЛДПР). Парламентарии предложили разрешить лицам, указанным в полисе ОСАГО, управлять автомобилем в течение всего срока действия полиса "без каких-либо дополнительных документов, подтверждающих право управления".
По действующим правилам водитель обязан иметь с собой водительские права, техпаспорт и полис ОСАГО (в нем указан срок действия страховки и список лиц, допущенных к управлению автомобилем). Если же машина принадлежит другому лицу, управлять ей можно только при наличии письменной доверенности — простой или нотариально заверенной. Последняя также дает возможность гражданину снять машину с учета, продать, представлять интересы владельца в ГИБДД.
Игорь Лебедев и Сергей Иванов исходили из той логики, что в страховом полисе уже перечислены лица, допущенные к управлению, поэтому смысл выписывать еще и доверенность отпадает. Исключение делается только для тех случаев, когда полис ОСАГО оформлен на неограниченный круг лиц, допущенных к управлению машиной. Обычно такие полисы оформляют компании для корпоративных машин, которыми могут управлять все сотрудники фирмы.
Вчера в качестве аргумента против законопроекта депутаты приводили тезисы заключений правительства РФ и думского комитета по финансовому рынку. Из них следует, что оформить полис ОСАГО на автомобиль может не только его владелец, но и другие страхователи, например, арендаторы, у которых может и не быть права на управление машиной. При этом отмечается, что в случаях если в страховую компанию приходит человек, угнавший автомобиль вместе с документами на него, выявить это страховая компания никак не сможет и не должна этого делать. По мнению правительства, еще сложнее проводить "проверку законности оснований для передачи права пользования транспортным средством", когда полис оформляется не в филиале страховой компании, а брокером или агентом.
"Чтобы говорить об отмене рукописной доверенности, поправки нужно вносить в первую очередь в Правила дорожного движения,— заявил "Ъ" заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин.— Исторически доверенность вводилась для противодействия угонам автомобилей, но сейчас уже есть теоретическая возможность использовать электронную базу данных, чтобы оперативно выяснить, не значится ли машина в угоне. В этом случае необходимость в письменном подтверждении отпадает, так как по Гражданскому кодексу передать право на управление можно и в устной форме. Так уже давно делается в Европе". Однако, по словам господина Кузина, "пока об этом говорить рано", так как оперативный доступ к базе данных ГИБДД есть далеко не у всех инспекторов. По данным Госавтоинспекции, в РФ у сотрудников ДПС есть всего около 200 мобильных терминалов для доступа к базе, остальным в случае необходимости нужно подтверждать данные по телефону через дежурную часть. "Отмена рукописной доверенности — это перспективное направление, нужно внимательно проработать этот вопрос,— пояснил "Ъ" господин Кузин.— Может быть, мы придем к нему через год или два".
Иван Буранов
kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1338582
@темы: План_Путина-это_не_блеф,не_подстава!_(с), Превед._Я_Медвед!, Авто, Nasha_Раша, Политика, Статьи