Мода на терпимость
Овладевает российскими властями
Анна Николаева
Ведомости
31.01.2006, №15 (1542)Радикальные националисты активно пытаются пробиться в федеральную политику, а силы пробуют на региональных и муниципальных выборах. Но власть обеспокоена проявлениями ксенофобии: националистов осуждает президент, суды стали выносить им более жесткие приговоры. Такие выводы делает Московское бюро по правам человека в докладе за 2005 г. Эксперты подозревают, что власть записывает в радикалы всех потенциальных оппозиционеров.
Московское бюро по правам человека выпустило доклад “Расизм, ксенофобия, антисемитизм, этническая дискриминация в РФ в 2005 г.”. По данным правозащитников, националистические идеи поддерживало около 60% населения, росло движение скинхедов (сейчас около 50 000 человек), минимум семь политических организаций федерального уровня “использовали в программе ксенофобские лозунги”. Прошлый год “стал временем расцвета публичных акций ксенофобской направленности”, наиболее яркой из которых стал так называемый “Правый марш” в центре Москвы, собравший около 3000 участников. Националисты стремятся пробиться и в большую политику, отмечается в докладе. Лидер Российского общенационального союза Игорь Артемов участвовал в выборах главы Петушинского района Владимирской области, а один из самарских националистов выдвинул свою кандидатуру на пост мэра Бугуруслана (Оренбургская область).
“Националистические лозунги пользуются все большей популярностью, — говорит директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. — И если не будет ощутимого противодействия ксенофобии, то подобные движения могут выйти на федеральный уровень”. Михаил Виноградов из центра “PRопаганда” также считает, что “националистическая тематика очень популярна с электоральной точки зрения”, чем и опасна. “Это искусственно раздутая тема, — полагает секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. — Масштаб антисемитизма или ксенофобии в России гораздо ниже, чем, например, в Германии и во Франции”. По мнению коммуниста, межнациональные конфликты в России всегда провоцировала власть, чтобы отвлечь народ от других проблем.
В 2005 г. количество заявлений высокопоставленных чиновников о необходимости борьбы с ксенофобией резко выросло, сообщается в докладе, можно говорить о “моде на толерантность”. Президент Владимир Путин сокрушался, что до сих пор в России существуют проявления фашизма, призывал правоохранительные органы добиться исчезновения “фашиствующих элементов” с “политической карты”. В унисон ему выступали руководители обеих палат парламента, министры и губернаторы. Жестче карать за преступления на этнической почве стали в 2005 г. суды: на 17 процессах были осуждены за нападения и убийства 52 человека — вплоть до пожизненного заключения.
По словам источника в администрации президента, “мягкий” национализм опаснее радикального. “Бороться с такими, как [лидер РНЕ Александр] Баркашов, в каком-то смысле даже проще. На них можно найти управу с помощью закона и суда, а вот те, кто осторожно спекулирует на националистических настроениях, гораздо опаснее”, — говорит кремлевский чиновник.
“Новой тенденцией” 2005 г. стало использование властными или близкими к власти структурами обвинений в ксенофобии “для дискредитации потенциальной оппозиции”, говорится в докладе. “Это очевидный факт”, — соглашается эксперт фонда “Индем” Юрий Коргунюк и вспоминает антифашистский пакт “единороссов”, направленный против “Родины”. В фашизме обвинялись все силы, оппозиционные нынешней власти, включая “Яблоко” и Комитет-2008, пишут правозащитники. “Такие высказывания опасны тем, что распыляют борьбу с национальным экстремизмом и смещают акценты”, — считает Брод. “Самое плохое, что такими высказываниями власть борется не с проблемой ксенофобии или антисемитизма, а с конкретными политическими противниками Кремля”, — сетует Коргунюк.
“Перспективы роста ксенофобских настроений значительны, и эта тема с удовольствием используется как политический инструмент, — соглашается Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. — С одной стороны, Кремлю выгодно, чтобы националистические силы тлели. На их фоне Путин будет выглядеть настоящим европейцем. Но вопрос в том, сможет ли Кремль поставить националистов под контроль”.
Электоральный вес вульгарного нацизма в России невелик, уверен Дмитрий Орешкин из аналитической группы “Меркатор”. Он добавляет, что негативная оценка националистов Кремлем не добавит им “электоральных очков”. “В России нет национализма в чистом виде, это скорее проявление обиды, связанное, например, с распадом страны. И государственническая составляющая в этих настроениях велика. Позиция Кремля не только не помогает националистам, а напротив — выбивает почву у них из-под ног”, — заключает он.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/01/31/102248