Как сидел Ходорковский
Елена Руднева
Алексей Никольский
Ведомости
20.01.2006, №8 (1535)Обстоятельства появления в прессе загадочных фотографий заключенного Михаила Ходорковского через месяц могут стать достоянием общественности. Суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Москве представить справки об условиях содержания Ходорковского и Платона Лебедева. Тюремщики, которые подали иск о защите чести и достоинства к адвокатам и тележурналистам, теперь сами вынуждены оправдываться.
--------------------------------------------------------------------------------
Поводом для иска стал телесюжет в программе “Неделя” с Марианной Максимовской на канале Ren TV. Говорилось, что Михаил Ходорковский начал голодовку, но в УФСИН факт голодовки отрицают. Кроме того, в УФСИН расценивают как оскорбление слова адвокатов о том, что в СИЗО “могли быть засланные негодяи”, способные причинить, как рассказывал в сюжете на Ren TV адвокат Юрий Шмидт, “вред или что-то еще хуже”. 12 сентября 2005 г. газета “Жизнь” опубликовала фотографии полуобнаженного Ходорковского в СИЗО под заголовком “Олигарх в трусах”, что адвокаты расценили как нарушение закона сотрудниками СИЗО, разрешившими скрытую съемку.
--------------------------------------------------------------------------------
Рассмотрение дела о защите чести, достоинства и деловой репутации УФСИН перенесено на 16 февраля. До этого времени суд обязал истцов представить несколько справок, о чем ходатайствовал Шмидт. УФСИН и администрация СИЗО “Матросская Тишина” должны подготовить документы о результатах внутренней проверки проведения в августе карантина в СИЗО. В этот период Ходорковский не имел возможности общаться с адвокатами, а в его камеру (а также в камеру Лебедева) был, по словам Шмидта, помещен заключенный с инфекционным заболеванием. Ранее на суде Ходорковский свидетельствовал, что больного втолкнули “в три камеры из 10”. Кроме того, суд обязал УФСИН прислать справку о том, могла ли в комнатах для свиданий подследственных с адвокатами проводиться скрытая запись и съемка.
“Из прессы нам известно, что, к примеру, в камерах Бутырской тюрьмы [у заключенных] есть и мобильные телефоны, и спиртные напитки, и девушки… Коль они предъявляют нам претензии <...> пусть объяснят, каким образом могли появиться эти снимки”, — заметил Шмидт. “В системе СИЗО, конечно, хватает беспорядка, мобильные телефоны периодически изымаются десятками, — говорит бывший начальник одной из служб одного из московских СИЗО. — Но Ходорковский и Лебедев, с учетом значения их дела, содержались с максимально возможным соблюдением установленного режима”.
Эксперты сомневаются, что полная картина обращения с Ходорковским выяснится на суде. “УФСИН скорее всего попытается максимально уйти от содержательных ответов”, — не исключает адвокат по уголовным делам Андрей Андрусенко. Поскольку эти требования сформулировал суд, то дать ответ придется, отмечает юрист.
Опубликованные в “Жизни” фото могут стать началом нового процесса — уже Ходорковского против авторов снимков. Он имеет на это право согласно статье 137 УК (нарушение неприкосновенности частной жизни). “Представление человека в обнаженном виде можно рассматривать как уголовно наказуемое деяние. Однако скорее всего виновных в скрытой съемке установить не удастся”, — предрекает правозащитник Андрей Бабушкин.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/a...06/01/20/101860