Без Москвы не продаст
Китай закупит в России двигатели для своего истребителя FC-1, который конкурирует на рынках третьего мира с российским МиГ-29. Пекину пока не удается найти замену российским моторам, констатируют эксперты
Алексей Никольский
Ведомости
11.01.2010, 1 (2519)Вертолеты — в Чили
Правительство Чили планирует закупить в России 5–6 вертолетов Ми-17 для ВВС, сообщил еженедельник Janes. Это станет первой поставкой российской военной техники в эту страну.
В конце декабря «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку 43 авиадвигателей РД-93 для китайских истребителей (модификация РД-33, установленного на МиГ-29), сообщило вчера отраслевое информационное агентство «Авиапорт» со ссылкой на источник в авиационной промышленности. По его данным, моторы Китай получит до конца года, 25 двигателей уже изготовлены ММП им. Чернышева, а в мае может быть заключен контракт на поставку еще 100 моторов того же типа. Менеджер одного из российских авиадвигателестроительных заводов подтвердил «Ведомостям» информацию о контракте, сообщив, что стоимость сделки составляет около $160 млн. Представитель «Рособоронэкспорта» от комментариев воздержался, дозвониться до представителя ММП им. Чернышева вчера не удалось.
Этот контракт завершает выполнение рамочного соглашения от 2006 г. о поставке в Китай 100 двигателей РД-93, 57 моторов уже поставлено, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Моторы этого типа устанавливаются на новейший китайский истребитель FC-1, который производится на экспорт. Первый контракт на поставку 150 истребителей заключен с Пакистаном, где самолет собирают из китайских комплектов.
Кроме FC-1 китайский авиапром разработал за последние два десятилетия более сложный и дорогой истребитель J-10 для своих военно-воздушных сил, однако моторы для него (АЛ-31ФН) тоже импортируются из России, напоминает Макиенко: последний контракт на покупку 122 двигателей ценой примерно в $500 млн был заключен в январе 2009 г. FC-1 — основной конкурент российского МиГ-29 на рынках стран третьего мира, замечает он, но первое же «лобовое столкновение» в Мьянме выиграл российский самолет — в декабре 2009 г. эта страна купила 20 МиГ-29 за 400 млн евро, несмотря на более выгодное с финансовой точки зрения китайское предложение (смешанная поставка FC-1 и J-10).
«Пекин регулярно рапортует об освоении в производстве мотора, призванного заменить российские двигатели, однако продолжающиеся закупки российских машин показывают, что эти бравурные рапорты еще далеки от реальности», — констатирует Макиенко. Альтернативы российским двигателям у Китая нет, замечает редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов: США не будут поставлять Пекину современные авиамоторы такого класса, чтобы не усиливать оппонента, а ЕС — из-за санкций на поставку военной техники в Китай. По его словам, поставки такого ключевого компонента, как мотор, — лучший способ для России контролировать продажи китайских самолетов на экспорт, чтобы они не создавали помех российским истребителям
www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/01/11/2...