Сослаться на Вену
Конституционному суду предложено продлить мораторий на смертную казнь, введенный им в 1999 г. Новый повод для этого — ссылка на международные обязательства России
Анастасия Корня
Ведомости
10.11.2009, 212 (2482)Скорый суд
В Китае в минувший четверг казнили девять человек, первую группу из приговоренных к высшей мере наказания участников массовых беспорядков, прошедших в июле в Урумчи – столице Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Конституционный суд (КС) вчера завершил судебное следствие по ходатайству Верховного суда (ВС), который просит разъяснить вопрос о возможности применения в России смертной казни с 1 января 2010 г.
В 1999 г. КС установил своего рода мораторий на смертную казнь — он постановил, что она не может применяться до тех пор, пока на всей территории России не начнут действовать суды присяжных. Но этот момент не за горами, напомнил судья ВС Владимир Давыдов, выступая вчера в КС: с 1 января 2010 г. суд присяжных заработает в последнем регионе — Чечне. Если толковать решение КС буквально, то с этого момента мораторий прекращает свое действие и суды должны начать применять смертную казнь. Однако, добавил Давыдов, необходимо учитывать и нормы международного права: Российская Федерация подписала протокол № 6 Европейской конвенции о правах человека. Но документ до сих пор не ратифицирован.
Тем не менее согласно международным обязательства, напомнил Давыдов, Россия должна исполнять подписанный, хотя и не ратифицированный документ. Статья 18 Венской конвенции о праве международных договоров предписывает: либо объявить, что выходит из договора, либо «воздерживаться от действий, дезавуирующих саму идею» данного договора.
Такая дилемма «может породить противоречивую судебную практику», предупредил Давыдов.
Никакого противоречия, возразил представитель Госдумы Александр Харитонов: смертная казнь в России применяться не может. Хотя Госдума до сих пор и не ратифицировала протокол № 6, Россия обязана воздерживаться от применения смертной казни в силу международных обязательств.
Представитель президента в КС Михаил Кротов дал понять, что Дмитрий Медведев не настаивает на немедленной отмене высшей меры. Россия вполне успешно исполняет принятое при вступлении в Совет Европы обязательство не применять смертную казнь «путем неназначения судами такого наказания», объяснил он. Процесс же полного отказа от смертной казни должен быть поэтапным, утверждает Кротов. В числе практических шагов, предпринятых в этом направлении, — ограничение составов преступления, за которые может быть назначена смертная казнь (всего пять), возможность назначения альтернативного наказания или помилования. Закон не препятствует даже условно-досрочному освобождению тех, кому смертную казнь заменили на заключение, подчеркнул представитель президента.
У КС есть два возможных варианта решения, считает представитель правительства в КС Михаил Барщевский. Он может принять техническое решение и продлить мораторий со ссылкой на международные обязательства (упомянутая Давыдовым статья Венской конвенции). Или взять на себя историческую миссию и поставить точку в вопросе о смертной казни — признать, что в России ее больше нет. Это будет геополитический выбор, подчеркнул Барщевский: отказ от смертной казни означал бы реальное воссоединение с Европой, ее сохранение — свидетельство того, что мы в Азии
www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/11/10/2...